На примере запроса от подписчика обсудим актуальную для многих абитуриентов ситуацию. Момент, когда вы уже почти всё заботали, но ещё есть время до экзамена.
*********
Здравствуйте, прочел только что опубликованную вами статью, где было сказано, что вы можете помочь по учебе. Спасибо вам за все ваши статьи, особенно за подборки.
Конкретика.
Я полтора года занимался сам, без репетитора и посторонней помощи.
[Тут нужно быть аккуратнее. Когда занимаетесь сами, опасно думать, что у вас не было посторонней помощи. Любое образование — это общественное явление. Не существует его в вакууме. Вам помогают учителя в школе, начиная с начальной школы, ставя определенные навыки, о которых вы можете даже не подозревать. Помогают авторы пособий и люди, которые снимают видео и выкладывают разборы задач. Перечисленные здесь ниже советы — это тоже помощь. Я даже не говорю о том, что вам очень сильно помогают родители, которые вас кормят, одевают и вообще содержат.]
Задачник к 16 задаче Гордина и параметры Шестакова освоил сам, сейчас могу решать всю вторую часть, иногда не догоняю 19, иногда небольшие вычислительные ошибки в 18, бывает долго думаю над 16, но в целом пишу пробники на 92-95. [это довольно хороший результат]
И я чувствую, что зашел в тупик, усваивать дальше материал не могу.
Взял Понарина, дается трудно, но маленькими шагами я бы осилил пособие, но время до экзамена уже поджимает.
[Ключевой момент всего письма. Здесь сразу несколько моментов, на которые надо обратить внимание.
Во-первых, задачник Понарина. Я так понимаю, вы взяли первую часть. Он сложен для освоения, даже этот том с планиметрией, не говоря про остальные. Уже несколько моих учеников упоминали про него, пробуя освоить самостоятельно. Подозреваю, что кто-то из популярных преподавателей, олимпиадников или блогеров где-то посоветовал его изучить. Это плохая рекомендация. С этим задачником можно работать, но под личным руководством опытного наставника, который умеет с ним обращаться. Да и задачи там скорее в сторону олимпиадного уровня. Самому, конечно, тоже можно попробовать. Я сталкивался с такими успешными случаями. Но то были весьма подготовленные ученики высокого уровня. Чаще же абитуриенты обламывают об него зубы.
Во-вторых, про то, что вы якобы осилили бы это пособие. Нет ничего страшного в том, что вы попробовали этот задачник и он оказался вам не по силам. Плохо то, что вы сделали из этого неверный вывод. Мол, виноват предстоящий экзамен и нехватка времени, а так бы я ого-го! Нет. Есть объективный факт того, что вы не можете с ним справиться. Это действительно вам трудно. Надо просто это принять без посыпания головы пеплом и обвинения внешних обстоятельств. Такая психзащита сильно вам вредит. Это как если бы вы, неважно пробежав стометровку, подумали, что всё равно могли бы, постепенно занимаясь в секции, побить рекорд Усейна Болта. Но кроссовки, мол, у вас не такие, да и просто нет времени на тренировки из-за других дел. Но на самом же деле это не так. Я намерено привожу такой утрированный пример, чтобы вы увидели суть.
В-третьих, вам на текущей стадии не надо осиливать пособия полностью. Проработка любого пособия целиком нужна для другого, и для вас достаточно пройденного Гордина. В конце я ещё дам рекомендации по планиметрии.]
Репетитора брать нет возможности из-за финансов семьи, да и ввиду карантина это будет трудно.
[Репетитор в вашей ситуации будет скорее мешать. Зачем он вам, если по сути вы уже подготовились? Иногда ученики хотят так разделить ответственность за результат, думая, что это психологически поможет. Но такая схема не работает, да и сама помощь извне строится иначе]
Думал, что пора начать решать варианты целиком, так мне их тошно решать.
[Решение варианта не подходит для чисто образовательных целей. Это нужно для другого. Например, для оценки того, сколько времени вы тратите на первую часть, какая задача у вас западает, каковы особенности экзамена и т.д. После анализа можно корректировать свою подготовку. А решать их только для того, чтобы решить, не надо. Сейчас ваш мозг в апатии из-за того, что не получает нормальной образовательной пищи, раз за разом гоняя одно и то же.]
Просто нет никакого желания. Ошибки на пустом месте. Просто отторжение идет полное. По информатике тоже самое. Надоело решать одно и то же. Что мне делать?
[Вузоматика и вообще любая подготовка к экзаменам гораздо шире, чем просто решение количественных задач. Поэтому вам можно зайти с другой стороны.
Например, для планиметрии.
Можете посмотреть ещё какую-нибудь книгу для подготовки к планиметрической задаче. Только не решайте в ней всё подряд. Найдите там интересные задачи, которые вам захотелось бы решить, и подумайте над ними их. Может быть какая-то тема вам там понравится. Тогда можно её глубже освоить.
Если сами вузоматические геометрические задачи уже скучны, можете к ним подобраться иначе. Есть хорошая книга Волчкевича (7-8 классы). Задачи там разного уровня, и многие решаются довольно элегантно без расчётов, но через понимание. К сожалению, к ней нет ответов, что ограничивает её самостоятельное применение. Если это критично, можете посмотреть схожие книги из первой половины этой подборки.
Другой путь — решение задач на построение. Это очень хорошо и комплексно прокачивает планиметрию. Сборник Александрова или на худой конец Евклидия с Пифагорией вам в помощь.
Ещё можно слегка отвлечься от подготовки и начать изучать то, что вам по силам и точно будет у вас на первом курсе. Например, для матана подойдёт та же книга «Математический анализ с человеческим лицом» или что-то ещё из нашей подборки книг по высшей математике. Но сильно не погружаться, чтобы не терять связь с предстоящим экзаменом.
С информатикой похожая история. Если у вас там сейчас определённый уровень достигнут, то можете просто какие-то полезные книги на смежные темы прочесть.
Удачи вам!]