Рада приветствовать Вас на своем канале, дорогой мой читатель! Все мы хотим воспитать своего ребенка ответственным сыном/дочерью, мужем/женой, просто ответственным человеком. Не всегда получается... Какие моменты следует учесть, чтобы избежать ошибок в воспитании?
Давайте об этом по порядку.
Во-первых, для этого нам надо научить ребенка выполнению определенных правил. Правила не могут быть общими для всех — они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в семье и группе. При их формулировании необходимо соблюдать определенные требования.
Требования к правилам семьи или группы
* Правила должны быть четкими, разумными, понятными, соответствовать уровню развития ребенка.
* В формулировках необходимо избегать отрицательной частицы НЕ, доказано — мозг ее не воспринимает.
* Правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и взрослые также его придерживаются.
* Одновременно в семье или группе детского сада действует не более 3–5 правил.
* Правила должны быть согласованны взрослыми между собой и детьми.
* Требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.
* К запрету предлагаются альтернативные способы поведения.
* Введенные правила необходимо периодически повторять.
* Для усвоения правил хорошо использовать плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.
Что делать, чтобы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время?
- Хвалить ребенка за соблюдение правил, а когда ребенок провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность, а только конкретный поступок, поведение. При нарушении важно обсуждать с детьми, к чему это привело (например, к ссоре или травме).
- Чтобы дети не забывали о правилах, необходимо напоминать о них заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся.
- Для формирования и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в семье или группе детского сада можно сделать импровизированный светофор, например, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный — правило нарушается всегда, желтый — изредка, зеленый — не нарушается.
Зачастую дети ведут себя плохо не потому, что хотят навредить взрослым или сверстникам, а лишь потому, что не совсем понимают, как их поведение влияет на других людей.
Во-вторых, необходимо обращать внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и придерживаться следующих рекомендаций:
· систематически обсуждать последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы;
· моделировать совместную деятельность детей, используя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать;
· акцентировать внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников;
· обсуждать в семье или группе межличностные конфликты, предлагать найти альтернативный выход, анализируя его последствия.
Резюме. Воспитывать ответственное отношение к делу лучше начинать с 3 лет. При этом важно приучать ребенка к соблюдению правил, уделять должное внимание развитию его эмоционально-волевой сферы, регулярно обсуждать различные ситуации из жизни.
Успехов Вам!
Какие правила при развитии ответственности Вы используете?
Поделитесь в комментариях, это будет интересно узнать всем нам.
Оставляйте свой отклик, подписывайтесь на канал! Этим Вы поддержите его. Благодарю!
Если Вы или Ваш ребенок нуждаетесь в психологической помощи, приходите на сайт психологов В17: https://www.b17.ru/fomina016/