Здравствуйте всегда, мой дорогой читатель! «Совсем не хочет отвечать за свои слова (дела, поступки)!», «поступает нечестно, а мы с ним договаривались о другом!». Приходилось Вам слышать (или говорить) подобное? В такие моменты мы понимаем, что имеем дело с безответственным человеком.
Давайте для начала разберемся, кто такой ответственный человек?
В различных энциклопедиях ответственность связывается с обязанностями, дисциплиной, доведением дела до конца…
Значит, ответственный человек отвечает за свои слова и поступки, подчиняется общим правилам семьи, коллектива, дружбы. Он просто обязан выполнить то, что пообещал. Так?
А если в семье, например, человек постоянно нарушает договоренности, берется за что-то, но не делает, или вообще ни за что не берется – какой это человек? Да, конечно, он – безответственный.
Зачем нам эта самая ответственность, дисциплинированность?
Дисциплина в группе детского сада, например, способствует:
· профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
· формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
· развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной. И это справедливо и в отношении взрослых людей.
Когда лучше начинать воспитание ответственности и дисциплинированности?
Прививать эти качества необходимо уже с трех лет.
Средства для развития ответственности различные в зависимости от возраста: для младших детей они основываются на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста включаются обсуждения их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.
Использование игр — оптимальный вариант для освоения дисциплины детьми-дошкольниками. С помощью игр ребенок может освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры.
В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им жить по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это становится их потребностью, желанием.
Безусловно, правила не могут быть общими для всех. Правила рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки. Поэтому при их формулировании, озвучивании существуют определенные требования. О них поговорим в следующей публикации.
А сейчас скажите, считаете ли Вы дисциплинированность обязательным «атрибутом» каждого человека, начиная с его детства?
Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.
Резюме: проблемы взрослых людей имеют свои корни в детстве. Я уже обращалась к этому вопросу в статье «Откуда родом наши проблемы?»: https://zen.yandex.ru/media/id/5c15ff1646809400ae8d761b/otkuda-rodom-nashi-problemy-5c160730c6ce5f00ad2126c0 . Но над решением проблем приходится трудиться всю жизнь.
Успехов Вам в воспитательном мастерстве!
О приемах воспитания ответственности - в следующей публикации.
Оставьте, пожалуйста, свой отклик (справа) и/или комментарий (ниже под публикацией).
Подпишитесь на этот канал, чтобы нам не потеряться.
Если Вам нужна профессиональная помощь, заходите на сайт психологов В17: https://www.b17.ru/fomina016/ .
А я благодарю Вас за внимание к моим публикациям и приглашаю на следующий разговор. До встречи!