Найти тему
Rock & Philology

Петербургский миф в рок-текстах Александра Васильева (гр. "Сплин")

Для рок-поэзии, как и для лирики в целом, важен контекст, поддерживающий естественную полисемию слова, когда поэтический текст в результате оказывается носителем таких семантических значений, которые не содержатся непосредственно ни в одном из элементов структуры, однако подсказываются ею, воспринимаются как целое.

Образ Петербурга является, с одной стороны, стереотипным: он легко раскрывается по средствам примет локуса; а с другой стороны, можно сказать, что автор создает свой собственный миф за счет тех или иных архетипов, которые смешиваются, трансформируются, но, несмотря на это, их ценностно-смысловое ядро остается неизменным.

Петербург для А. Васильева является родным городом, его творчество содержит традиционное восприятие Санкт-Петербурга, которое характерно для русской классической литературы.

Так, одним из устойчивых компонентов мифа о городе является то, что Петербург – это город «мертвых». Представление о Петербурге как о мертвом пространстве связано с его историей и выражено метафорой «город на костях».

В тексте «Невский проспект» семантика смерти передается посредством образа горящего города, связанного с потусторонним пространством:

Зима укрыла зажженный город,

И мы уходим подземным ходом,

«Мертвое» пространство маркировано цветовой характеристикой и качеством времени (безвременьем – категория времени характерна для мира живых, тогда как мир мертвых сопряжен с вечностью):

Туда, где снег и белей и чище,

Туда, где время нас не отыщет.

Семантика смерти поддержана соответствующими лексемами:

Мы будем петь и смеяться как дети,

Мы похоронены на Невском проспекте.

Невский проспект, г. Санкт-Петербург
Невский проспект, г. Санкт-Петербург

Примечательно, что петербургский текст в творчестве А. Васильева диалогичен и открыт опыту русской классической литературы: так, в тексте «Всадник» мы можем отметить отсылку к «Медному Всаднику» А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин
А.С. Пушкин

Причем если для А.С. Пушкина Петербург – это город государственной славы, а Петр I не только гениальный цивилизатор, но и монарх-самодержец, подчинивший себе стихию и обрекший тысячи людей на страдания, то А. Васильев изображает фигуру Петра, во-первых, как нечто такое, что объединяет людей, они становятся единым целым, во-вторых, она служит символом-проводником в другую эпоху, за счет чего автор стирает границу между современностью и историей:

Рвется к победе

Всадник из меди,

Резко встал на дыбы.

Мы остаемся и не сдаемся мы.

В представленном тексте существует еще один символ, который играет роль защитника города – это ангел на шпиле Петропавловского собора:

В штормы и штили ангел на шпиле

Сверху на нас глядит,

Так, перед нами предстает соединение двух образов веры и мощи страны. В данном тексте также представлен мотив воскрешения:

В марте и в мае город в тумане

Сказочен и красив.

Город восстанет вместе с мостами,

Реки войдут в залив.

Лексема «восстанет» несет в себе двоякую семантику, с одной стороны город восстает из мертвых, что можно подкрепить следующей строчкой:

Город проснется, сердце забьется,

Видно без всяких линз

Сколько счастливых лиц.

А с другой – восстает против внешней агрессии:

Через все войны Невские волны

Бьются башкой в гранит.

Таким образом, исторические события в произведениях А. Васильева передаются как буквально, так и имплицитно. Например, в тексте «Блокада» само название задает тему произведения. Далее эта тема развивается за счет лексических единиц с негативной коннотацией, поддерживающих мотив смерти:

Бывает так, что здесь тепло,

Но это только иногда.

Сегодня выпадут снега,

Сегодня станет льдом вода.

Метроном стучать замерз,

Загнулся почтальон под грузом страшных телеграмм.

-4

Так, посредствам этих лексем воссоздается образ блокадного Ленинграда. Мотив голода возникает в последней строке текста:

Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам

125 граммов хлеба в сутки для иждивенцев были введены 20 ноября 1941-го года, эта цифра остается одним из символов блокады. Сакральное значение можно отметить во фразе:

Окно заклеено крест- накрест

С одной стороны, стоит сказать, что окна заклеивали для того, чтобы не выбивало стекла от взрыва. С другой стороны, это образ православия. Символ креста встречается и в другом тексте А. Васильева – «Оркестр», который также посвящен блокаде:

И город пальцы сжал перстом,

Перекрестил себя крестом,

Чтоб на себе не дать поставить крест.

Мой город сохранил лицо,

Прорвав блокадное кольцо.

И вновь зовет к себе оркестр.

В данном фрагменте стоит отметить, что сжать можно руку в кулак, а тремя перстами люди крестятся. Таким образом, автор создает сложную метафору, где возникает образ города, который соединив в себе свою собственную силу и силу веры в Бога, пытается противостоять врагу. Языковая игра фразеологизмами в контексте произведения обозначает город, не давший врагу повергнуть себя, не умерший от рук противника. Представленное в тексте историческое событие выражено неявно, однако оно узнаваемо за счет лексем:

Над домом развевался флаг

И в небе появился враг,

И ну – давай кружить над городом.

Враги несли ему урон, и, окружив со всех сторон,

морили город голодом,

Возникает мотив голода.

Среди совсем чужих земель

С меня в момент слетает хмель.

Слетает хмель на цифре 37.

Ленинградская битва продолжалась 37 месяцев, с 10 июня 1941 года по 9 августа 1944; вместившая героическую 900-дневную оборону Ленинграда, она имела огромное политическое и военное значение и сыграла важнейшую роль в победе нашего народа над фашизмом. Автор указывает на то, что память об этом страшном событии остается с народом.

Петербург в сознании автора предстает как пространство, в котором неразрывно существует прошлое и настоящее. Санкт-Петербург – город живых и мертвых, пространство потустороннего мира, неразрывно связанное с реальностью живых, но эта связь не несет в себе отрицательной коннотации:

Теперь я знаю, что сказать –

Вы остаетесь зимовать,

Мы остаемся насовсем.

Оркестр играет сразу всем.

Подводя итог, стоит отметить, что знаки Петербургского текста и петербургский миф у А. Васильева переосмысливаются и обогащаются новыми смыслами, очевидна включенность произведений в Петербургский текст русской литературы, вследствие чего мы можем судить о том, что корни русской рок-поэзии следует искать в национальной литературной традиции. Санкт-Петербург – это пространство встречи, пространство диалога эпох. Это место, где чтут традиции и историю, где сама история является неотъемлемой частью современного мира. Данный вывод полностью соответствует концепции последних двух альбомов А. Васильева, где автор пишет о гармонии. Для позднего творчества автора характерно размывание границ между внутренним и внешним миром, между пространством живых и мертвых, исторические эпохи как таковые существуют в неразрывном единстве.

У Александра Васильева существует еще множество текстов о Санкт-Петербурге, какие из них вы вспомните? Пишите в комментариях.

Спасибо, что дочитали до конца, любители рока. Обняла.