Найти тему
Мир необычных детей

Задержка речевого развития. Симптомы. Коррекционная работа.

Оглавление
фото взято из Яндекс-картинки
фото взято из Яндекс-картинки

Задержка речевого развития (ЗРР)- это одна из особенностей детской психики, которую легко обнаружить родителям. Давно уже установлены примерные нормы появления первых слов, фраз и связной речи.

Первая реакция у ребенка наблюдается в момент рождения - это крик, который представляет собой некую реакцию на изменения внешних условий. В данном процессе участвуют голосовой, артикуляторный и дыхательный отделы. Отсутствие крика уже может сказать о многом, например: кислородное голодание, слизь с дыхательных путях, травмы органов дыхания и др.

Чуть позже, ближе к 4-9 месяцам ребенок начинает агукать, затем появляется гуление, а после уже лепет. На любое эмоциональное общение, проявление ласки, ребенок подает соответствующие реакции: улыбается в ответ, обращает внимание на вокализацию взрослого и повторяет ее. Обращать внимание также необходимо и на качество издаваемых звуков: тихое гуление или слишком громкое, короткие и лишенные певучести звуки, затяжное гуление, сдавленный крик. Данные сигналы очень важны и при их наличии необходимо обратиться к специалистам (логопеду, дефектологу, неврологу, педиатру).

После гуление идет стадия развития лепета (лепетных слов). Изначально лепет носит самопроизвольный характер. Ребенок пытается произнести за взрослым некоторые звуковые сочетания, протяжно произносит гласные звуки (чаще: а-и-о), это больше похоже на эхолалию (повторное произнесение слов, звуков, слогов вслед за говорящим). Далее этот процесс совершенствуется появляются звукокомплексы,и лепет напоминает песню, например: "те-те-те" , "пу-пу-пу", "та-та-та" и др. Все эти звукокомплексы далеки от конкретных слов, но служат активному развитию артикуляционного, голосового и дыхательного аппаратов.

Уже 1 году у ребенка набирается небольшой словарный запас, состоящий из простейших бытовых слов (дай, нет, мама, папа, би-ка, ням-ням, гав-гав, мяу). Речевая активность годовалого ребенка зависит от ситуации и от эмоционального участия взрослого в общении.

В 2-3 года речь активно развивается, появляется фразовая речь, первые простые предложения.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Основные симптомы задержки речевого развития

  • отсутствие гуления, лепета в первый год жизни, их малая активность, однообразное звучание
  • ребенок не реагирует на голос взрослого, на звуки до года
  • отсутствие попыток подражания речи взрослых
  • искажена слоговая структура (замена слогов в слове, перестановка, отсутствие),
  • бедность словарного запаса, отсутствие сложных слов
  • отсутствие фразовой речи к 2-3 годам
  • невозможность повторить простое действие по просьбе взрослого (1.5-2 года)
  • отсутствие связной речи к 3 годам
  • общение через жесты, мимику

Наличие вышеперечисленных симптомов у ребенка предполагает обращение к специалистам, прохождению медицинского, логопедического или дефектологического осмотра.

Причины задержки речевого развития

  • родовые травмы
  • асфиксия, гипоксия, недоразвитие органов дыхательного аппарата
  • недоношенность
  • инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, ветрянка, грипп и т.д.)
  • энцефалиты, менингиты
  • интоксикации химическими препаратами матери, вредные привычки
  • частые токсикозы
  • резус-конфликт и др.

Часто ЗРР появляется после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний, особенно связанные с повреждением мозговых структур. Социальный фактор тоже имеет большое значение в появлении ЗРР, сюда относится: недостаток внимания, неправильное воспитание, неблагополучный микроклимат в семье, недостаточное общение с ребенком. Ну а таже чрезмерная гиперопека и контроль за развитием ребенка может привести к обратному результату.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

  • Эмоциональное общение с ребенком до года. Уделяйте больше внимания ребенку, проявляйте ласку и доброжелательность при общении с ним, включайте успокаивающие мелодии, музыку. Больше рассказывайте, показывайте, изучайте вместе с ним предметы. Создайте благоприятную и гармоничную обстановку вокруг ребенка.
  • Развивающие занятия. Развивайте зрительную, слуховую память и восприятие посредством игр. Играйте с ребенком, изучайте окружающий мир. Используйте с работе дидактические игры (детское лото, домашние/дикие животные и чем они питаются и т.д.), развивающие игрушки. Читайте сказки и стихи эмоционально, можно с использованием пальчикового театра. Чем интереснее и эмоциональней занятие, тем быстрее пойдет развитие речи.
  • Творчество. Развивайте мелкую моторику, фантазию и творчество при помощи лепки, рисования, наклеивания, вырезания, закрашивания, и др. Все это способствует активному развитию головного мозга и речи.
  • Логопедические и дефектологические занятия. Будут способствовать развитию и коррекции всех сторон речи, воспитанию, обучению и адаптации детей с нарушениями в развитии, а также активной социализации детей.
  • Массаж. Массаж способствует расслаблению, снимает эмоциональное напряжение и убирает зажимы. Могут применяться разные виды массажа: воздействие на активные точки, логопедический массаж, расслабляющий. Выбор того или иного массажа определяет специалист, учитывая индивидуальные особенности ребенка, рекомендации врачей, наличие противопоказаний.
  • Физические нагрузки, упражнения. Проведение подвижных игр, занятия йогой, прогулки, что способствует общему укреплению организма, развитию мускулатуры и активизации речевых зон коры головного мозга.

Занятия с ребенком должны проводиться каждый день, по принципу "от простого к сложному", интересно, эмоционально, в игровой форме и с опорой на все анализаторы, чем больше задействовано органов чувств, тем лучше усвоится информация.

Спасибо за внимание! Оставляйте свои комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал)