Найти тему
С. Иванов

Я лечу детей. Предисловие писателя...

Фотография из свободных источников. На фотографии: писатель В.Крупин
Фотография из свободных источников. На фотографии: писатель В.Крупин

Автор определяет жанр своего произведения словом «записки», как бы, может и невольно взывая к снисхождению: много ли спросишь с записок? Однако так сложилось, что записки есть жанр скорее стариковский, скорее поэтический, нежели прозаический. Тем более и прочтение произведения Сергея Иванова убеждает в том, что перед нами повесть, написанная по законам повести на документальной основе, что делает ее тем более ценной. В ней есть тема — детская врачебная теория и практика, время действия — наши дни, места действия — Ленинград и Урал, хронология событий — от студенческих лет к самостоятельной работе. Герой повести — сам автор. Остальные воспринимаются массовкой, проходят и исчезают, но не от бессилия автора описать их, а от логики самой описываемой жизни — люди приходят и уходят в жизнь героя, тем более героя-врача.

Посему и судить повесть С. Иванова надо, как принято, ее собственным законом. Вначале она даже несколько коробит: мелькает пунктир событий, рваность эпизодов, лихость фраз...

Но вскоре вдруг замечаешь, что повесть захватила чтением, что стала интересной. Что произошло? А то, что видишь пред собою человека искреннего, правдиво пишущего, более того, влюбленного. Ведь он — детский врач.

«На третьем курсе мы увидели первых пациентов. Гибкие, нежные человечки, одетые в одинаковые пижамки, смотрели на нас доверчимо и строго... Мы смущались, подходя к ним. Не знали, как заговорить, как держаться... Нас учили врачевать ребенка — понимать его нам предоставили научиться самим.

А он, больной, оторванный от мамы, растерянный и напуганный, ждал понимания и только потом лечения».

И за честность, особенно за сострадание к детям, веришь автору, даже ловишь себя на мысли — вот бы к кому водить детей, когда они, не дай бог, заболеют.

«После института мы еще такие несмышленыши! Вчера доблестью было удрать с лекции, сегодня казнишь себя — зачем удирал, идиот!»

А поверив автору, поддавшись обаянию его личности (а проза как рентген высвечивает душу своего создателя), понимаешь, что тебе интересно узнать все новые и новые истории болезней, интересно познакомиться с врачом Мишкой (даже и панибратство такое объяснимо, ведь они с автором сверстники, ничего, что Мишка через какое-то время становится главврачом), интересно читать страницы вечного медицинского противостояния заматерелых медсестер и фельдшериц и молодых врачей, интересно проверять себя как родителя глазами врача, потому что много самых различных родителей встречается нам на страницах книги.

И как жалко, что книга почти мгновенно обрывается...

И вдруг оказывается, что ты присутствовал во во время становления личности, что этих страниц автору хватило, чтобы охватить тебя разноголосьем характеров, и что вся полифония, говоря по-ученому, не подмяла, не оставила впечатления пестроты, напротив, она кажется необходимой, она в русле профессии врача.

Владимир Крупин

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.