Найти тему
Невероятные Механизмы

Тот самый, первый "колесный" пароход Роберта Фултона

Это может показаться странным, но… А вы знаете, кто изобрел пароход? Да, возможно вы вспомните наброски Леонардо да Винчи, красивые картинки из книжек про Тома Сойера, но все же? Поехали «вспоминать» тогда вместе.

Говоря строго, первым был Бласко-де-Гарей, еще в 1543-ем. Про его эксперименты доподлинно нам неизвестно. Далее, значимым достижением можно признать лодку с паровой машиной Дени Папина в 1705-ом, уничтоженную завистливыми лодочниками-конкурентами. Во второй половине XVIII века даже был объявлен конкурс на «пароход». И были неплохие проекты… А вот первым кто смог построить действительно работающий и рабочий пароход был Роберт Фултон.

-2

Фултон был хорошим художником, но бросил рисовать и занялся механизмами. Несколько лет он ездил по Англии, набираясь опыта в разных местах простым рабочим. В 1789 году, в Лондоне, судьба сводит его с американским изобретателем Рамзэйем, увлеченного идеей создания парохода. С этого момента Роберт тоже поглощен этими замыслами.

Проект субмарины Фултона, 1806 год
Проект субмарины Фултона, 1806 год

Фултон работает на строительстве каналов и изобретает приспособления, облегчающие эти работы. Впрочем, никого не заинтересовав ими. И в 1796 году перебирается в Париж, где усиленно изучает механику и возвращается к рисованию. А попутно конструирует подводную лодку для Наполеона Бонапарта. Несмотря на прогресс этот проект тоже был закрыт и финансирование прекращено.

Машинная часть парохода Фултона
Машинная часть парохода Фултона

Опустошенный неудачей Фултон собирается в Америку, где намерен строить пароход. Но американский посол уговаривает его заниматься постройкой во Франции. Фултон изучает несколько работ, отказывается от идеи использовать цепь с лопатками для движения и приходит к мысли колесного парохода. Пробный пароходик был готов в 1802 году. А годом позже против течения по Сене двигался уже вполне «взрослый» прототип. Что удивительно и этот, рабочий и работающий проект не понравился Наполеону!

-5

А вот в Америке проект оценили и штат Нью-Йорк заключил договор с Фултоном на организацию пароходного движения по Гудзону. На постройку первого коммерческого парохода «Клермонт» (хотя сам Роберт называл его «Пароход Северной Реки») изобретатель и американский посол Ливингстон потратили все свои деньги, заложив банкам даже дом посла!

-6

«Клермонт» был длиной в пятьдесят и шириной в пять метров. Двигателем служила установленная паровая машина Уатта мощностью в 20 л.с. И в 1806 году пароход был спущен на воду и, показав на что способна, убедил всех в преимуществах нового вида водного транспорта – плыть без ветра в любую сторону! В 1809 Фултон получил патент на пароход.

-7

С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Так же они заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии. Фултон прожил яркую, но недолгую жизнь. В пятьдесят он простудился по дороге из суда, где разбирались патентные права на его изобретение и умер.

-8
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!