Найти тему
Давид Бокучава

Как подготовиться к онлайн-конференции: кейс с "Додо Пицца"

Оглавление

Даже в онлайн-конференциях выступления спикеров бренда могут продавать, могут делать партнёров лояльными, могут открывать для бизнеса неочевидные точки роста. А могут быть скучными и бесполезными. Это зависит от содержания.

Давид Бокучава, BEsmart
Давид Бокучава, BEsmart

В лучшие времена* команда “Додо Пиццы” решила провести масштабный внутренний форум. Цели мероприятия были понятными: показать самые мощные кейсы партнеров-франчайзи, сверить с коллегами ориентиры и ценности, мотивировать возможных инвесторов принять решение в пользу сотрудничества. На пути к этой цели организаторы встретили несколько характерных барьеров и позвали нас с ними расправиться. В этой статье мы расскажем, как готовили большой отряд очень занятых спикеров. Этапы были такие:

  • Структура речи.
  • “Дуга истории”: драматическая канва.
  • Инсайты и смысловые блоки.
  • Поиск главной идеи “сверху” и “снизу”.
  • Лишнее и главное.
  • Методология подготовки спикеров.
  • Презентация.
  • Победа над волнением.
  • Генеральная репетиция.
  • PROFIT!

Выступить на съезде партнеров “Додо” пригласили франчайзи с незаурядными кейсами: рекордными оборотами, ноу-хау в управлении или высоким темпом роста локальной сети. Аудиторией стали франчайзи с более скромными результатами, перспективные менеджеры компании, партнёры и потенциальные инвесторы.

Барьер: как коротко рассказать о сложном

Выстраданные истории успеха занимают в умах много места — сложно представить, как уложить такое выступление в регламентированные 15 минут. По какому критерию отсеивать лишнее? Это распространенное препятствие для тех, кто хочет поделиться собственным неординарным опытом — кажется, что нельзя поступиться ни одной деталью без ущерба для смысла.

Чтобы снять эту преграду, мы разобрали со спикерами несколько подходов к формированию структуры выступления. Мы рассказали о них на коротком общем созвоне, а затем провели личные консультации для каждого. Этот этап может потребовать много времени, но оно того стоит: наполнять контентом цельную структуру выступления гораздо проще.

«Базовая пирамидальная структура» для сбора и упорядочивания массива информации

Базовая пирамидальная структура помогает укладывать идеи и решения в общую логику. Её логика строится от самого важного к деталям, от главной идеи — к доказательствам и примерам. На картинке расписаны уровни этой пирамиды:

​Базовая пирамидальная структура BEsmart
​Базовая пирамидальная структура BEsmart

Я писал подробнее про работу со структурой речи и даже оставил шпаргалку для смартфона здесь.

Барьер: как выступать как спикер TED

Спикеры съезда франчайзи "Додо" не были профессиональными спикерами. Конечно, они волновались перед выступлением. Всегда есть риск испортить унылой подачей хорошую историю. Чтобы этого не произошло, нужно наложить на рациональную структуру вашей речи эмоциональную канву и создать вовлекающую "Дугу истории".

«Дуга истории» для формирования эмоционального контекста повествования

"Дуга истории” дает возможность структурировать личный опыт, правильно расставлять эмоциональные акценты. Вот как работает этот инструменты с конкретными историями:

-3

​Пример 1: "дуга истории", эмоциональная канва BEsmart

Барьер: поиск главной идеи

Когда объем информации сформулирован и взят под контроль, можно разглядеть главную идею всего выступления. Она может появиться “сверху” или “снизу”.

Идея рождается “сверху”, когда вначале спикер предполагает, какую ключевую мысль он хочет донести до слушателей. Что они должны запомнить после того, как забудут все, что услышали на встрече? Мы формулируем эту мысль, а затем из идей и примеров подбираем наиболее раскрывающие именно ее.

Например, спикер хочет рассказать о том, что важно выбирать правильные локации и оптимизировать их на этапе переговоров. Мы подбираем раскрывающие эту мысль идеи:

1. Нужно выбирать дорогие «проходные места» для помещений.

2. Не нужно брать избыточную площадь.

3. Важно увеличить эффективность кухни.

Формирование главной идеи "снизу" происходит, когда спикер анализирует все важные идеи и интересные примеры, которые у него есть, и смотрит, к чему они ведут. Дорабатываем этот вывод и задаем вопрос: лежит ли эта идея на пересечении интереса и пользы для аудитории? О том, как анализировать интересы аудитории, чтобы строить точные сообщения в речи, я рассказывал в этой статье.

Например, спикер оперирует такими тезисами:

1. Мы умеем принимать решения быстро и эффективно.

2. Мы знаем, как принимать важные решения.

3. Мы знаем, когда можно не тратить время на лишние решения.

Что их объединяет? Навык фокусироваться на главном и отсекать все лишнее.

Какую пользу несет этот навык? Возможность быстро открывать пиццерии в разных регионах.

За какой главной идеей выстроится это выступление? “Алгоритм быстрой проверки гипотез: если правильно принимать решения, можно расти быстрее рынка”.

Иллюстрацией этой идеи стала шкала принятия решения с градиентом от очень легких и незначительных, стоимость принятия которых выше эффекта от них, до жизненно важных. Так мы нашли первоклассную авторскую методику принятия решений, которая дополнительно драйвила спикера — ему очень хотелось поделиться яркой, простой и полезной идеей с другими. Это всегда помогает отвлечься от волнения и сфокусироваться на содержании своей речи, а не на положении рук.

***

Что должно быть у спикера в результате? Нет, не написанная в текстовом документе длинная речь, которую он заучит перед зеркалом. Мы же не хотим, чтобы он читал в кадре по бумажке?

Первое, что должно быть у спикера перед выступлением, это файл с пирамидальной структурой речи и заполненными смысловыми блоками. Второе — рисунок "дуги истории", в котором видно, как смысловые блоки расположены во времени и какой эмоциональный фон создает каждый из них.

Барьер: как репетировать выступление

Накануне события все спикеры собрались в московском офисе “Додо” и друг за другом выступали с презентациями — сейчас этот этап можно также пройти в онлайн. Позовите на этот прогон коллег. Важно доработать выступление с помощью обратной связи.

Из-за нарастающего волнения спикеры периодически упираются в какие-то мысли, забывают, что шло дальше, зависают и переживают еще сильнее.

Это отличный момент, чтобы дорабатывать презентации на месте, в полевых условиях. Меняйте местами слайды, убирайте лишние элементы, проработайте формы взаимодействия с залом. Основная задача в том, чтобы каждый текущий слайд "тянул" за собой следующий — тогда забыть что-то по ходу выступления будет невозможно.

***

Утром перед выступлениями мы проверили всю технику и корректное отображение презентаций. К этому моменту у спикеров остался только приятный мандраж, а у нас — радость побыть частью талантливой команды “Додо” и увидеть впечатляющие результаты совместной работы.

На видео из этого плейлиста можно увидеть выступления франчайзи “Додо Пиццы”, которые подготовила команда BEsmart: могут быть полезны для любого малого бизнеса. Задавайте вопросы!

*"Лучшие времена" здесь — это время живых встреч и оффлайн-событий. Надеюсь, что скоро оно вернётся 🤞