Является ли изменение природопользователем мест накопления отходов основанием для разработки нового ПНООЛР?
Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:
В соответствии с абз. 1 п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с п. 7 Методических указаний в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.
В соответствии с п. 8 Методических указаний технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:
- подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
- подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.
Согласно п. 9 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703, (утратили силу в связи со вступлением в силу Приказа Ростехнадзора от 12 августа 2014 г. № 358) основными задачами при составлении технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами являются:
- подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;
- подтверждение заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности для окружающей среды и количеств отходов, образующихся за отчетный период;
- подтверждение удаления образованных за отчетный период отходов путем их использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в количествах, предусмотренных ПНООЛР.
В соответствии с Образцом 3.2 «Текст технического отчета» (Приложение 3 к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703) данным Техническим отчетом на ____ листах подтверждает, что сведения о перечне и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № ___ от «__» ______ 20__ г.: (выбрать нужное):
- не изменились в связи с неизменностью производственных процессов и использованного сырья;
- изменились в связи с (указать причину); изменения внесены в ПНООЛР и приложены к данному отчету.
Таким образом, Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703, содержали указание на необходимость внесения изменений в ПНООЛР в случае, если сведения о перечне и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, изменились.
Необходимо отметить, что Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349) внесение изменений в ПНООЛР не предусмотрено.
На основании изложенного, изменение природопользователем мест накопления отходов, не является основанием для разработки нового ПНООЛР.
При этом в случае изменения природопользователем мест накопления отходов, обязанность по получению нового документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует.
Указанный вывод подтверждается в т. ч. Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 ноября 2013 г. № АА-03-03-32/16634 «По вопросу изменения контрагентов, указанных в ПНООЛР».