Первый раз в жизни пиццу я попробовал в середине восьмидесятых и вовсе не в Москве (это для тех, кто говорит, что только москвичи в СССР ели всякие вкусности, а остальная страна голодала). Это случилось летом, в Ялте. Кафешка, в которой эту пиццу пекли, находилась неподалеку от городского пляжа. Адрес не назову, но «неподалеку» было именно неподалеку — сразу за оградой.
Так что когда прочитал, что первая и единственная пиццерия в СССР была в Симферополе, даже возмутился: зачем так лгать? первая — возможно, а насчет единственной — сомневаюсь.
Помню бетонные плиты, высокие стоячие столики и зонтики над ними… Вот зонтики — возможно, воспоминание левое, просто впившееся в картинку…
И пиццу помню.
Размером с блюдце или чуть побольше, толстенькую, сочную. Это был очень вкусно, до си пор мне такой вариант пиццы кажется вкуснее тонкой, с жалким слоем начинки.
В ней были помидоры и курятина, грибы (много, что удивительно), и на верхушке — острый сыр, смешанный с укропом и петрушкой, по-моему. Возможно, кроме укропа и петрушки в сыре были еще какие-то пряности, потому как пахла эта пицца одуряюще — так, что слюнки текли.
Стоила она.блин, что-то около рубля, вроде. Или 55 копеек. Столько лет с тех пор прошло, что уже ничего утверждать не буду. Да и возраст тогда у меня весьма нежный был. Очереди за ней имелись, конечно — по моему, весь пляж в ту кафешку тропинку протоптал.
Несколько раз я натыкался в Сети на рецепт некоего изделия под названием «пицца „Южная“», и вот в этой пицце «Южной» для начинки использовалось картофельное пюре… Я такого не помню, а пиццы в СССР съел не так, чтобы мало.
Не только в Ялте, кстати.
Пицца нам попадалась в Юрмале (но это уже ближе к концу восьмидесятых), и особо ярких воспоминаний не оставила. Пицца нам попадалась в Сочи (конец восьмидесятых, эпоха кооперативных кафе), пицца вместе с замечательными коктейлями попадалась нам на круизном лайнере (название не помню, но тоже восьмидесятые годы, Черное море). Круизный лайнер и его кухня — это вообще отдельная песня, коктейли (безалкогольные), которые там готовили и по вкусу, и по виду казались сказочными — многослойные, разноцветные, со льдом в виде бусин), облаками муссовой фруктовой пены, соломинками… Эх, детство.
Ну так вот, к пицце.
Точно такую же пиццу, как в Яле, довелось есть еще в одном городе — Днепропетровске (попутешествовал с родителями не мало). Кафе-пиццерия пряталось в периферийных улочках центра города.
Такая же — толстенькая, сочная, размером с тарелку, с курятиной и пряным острым сыром, и (так как была зима) томатным соусом. Грибов было поменьше, чем в ялтинской пицце.
Подозреваю, что кафе было тематическим, с претензией на итальянскую кухню, так как там, кроме пиццы, довелось попробовать салат «фасоль по-итальянски».
В москве пиццерия была в Комсомольском переулке, как сейчас выяснил, но я там не был. Почему — не знаю. Наверное, у родителей времени не хватало заглянуть, да и в родном городе предпочитали питаться дома, в кафе все больше мороженого вкусного поесть ходили.
Так что всем тем, кто пишет что в СССР с «кухней народов мира» люди были не знакомы — может, не стоит рассказывать сказки? Да, японских кафе и японских блюд мне видеть не доводилось (хотя китайская, корейская, вьетнамская кухня была знакома). Но вот блюда, которые сейчас считаются фастфудом (пицца и даже гамбургеры) — имелись в наличие.
Кстати, в следующий раз о гамбургерах поговорим, ок?