Разрешение работать салонам и клиникам с медицинской лицензией должно было частично решить проблему кризиса бьюти-жанра в условиях пандемии. Правда, в указе выявили несколько нестыковок — к примеру, для возобновления деятельности без риска получить гигантский штраф в клинике должен быть стационар. В итоге прием клиентов пока не начали даже заведения, в чьем штате есть врачи, не говоря уже о тех, чьи услуги не включают инвазивные манипуляции. На этой неделе индустрия красоты окончательно замерла.
BURO. расспросило владельцев и руководителей бьюти-бизнесов, как они выживают в мире тотальной изоляции, какие стратегии помогают им держаться на плаву и позитивно смотреть в будущее. Заодно уточнили, существует ли у индустрии красоты возможность полного перехода в онлайн.
Алина Швец
Соосновательница сети салонов MUTE (ранее Noir)
Все три наших парикмахерских временно закрыты — никаких услуг, в том числе на дому, мы не оказываем. Команда, конечно, расстроена, но все были готовы и понимают, что это необходимые меры в экстренной ситуации. Самое сложное сейчас — невозможность платить персоналу зарплату просто потому, что денег нет и взять их в нужном объеме негде. Мы будем пытаться заработать на абонементах, подарочных сертификатах и предоплатах онлайн-услуг. Но это капля в море по сравнению с суммой, необходимой бизнесу для покрытия всех обязательств.
Мы общаемся с другими представителями бьюти-бизнеса, и набор антикризисных мер у всех примерно одинаковый: доставка косметики в регионы, онлайн-консультации для того, чтобы минус по счетам был не слишком велик. Плюс сокращение расходов, конечно. Помогают и некоторые правительственные меры — например, отсрочки по налогам и кредитам. С некоторыми арендодателями удалось договориться о скидке.
Чего ждать после кризиса, пока неясно: может, будет бум, ведь большинству людей понадобится освежить стрижку и цвет после долгой изоляции. А может, и спад, потому что в первое время на рынке окажется много безработных и покупательская способность уменьшится. Думаю, истина где-то посередине. Если говорить о цифровом будущем бьюти, этот рынок пока не настигла уберизация. Были попытки, но еще не удалось создать сервис с надлежащим качеством, ради которого клиенты отказались бы от салонов и массово перешли на вызов мастера на дом.
Анна Котляр
Основательница сети салонов Nail Spot
Полный коллапс — так можно описать наше положение на сегодняшний день. Все, что мы можем, — продавать и доставлять домашние наборы для маникюра, педикюра и ухода за волосами. А еще рассказывать в соцсетях, как в условиях самоизоляции ухаживать за собой, не испортить волосы и ногти до момента снятия ограничительных мер.
Наша студия на Патриарших работает уже более шести лет, в «Депо» — около года. За это время мы обзавелись большим количеством постоянных клиентов, и они нас не забывают: ежедневно пишут сообщения в директ со словами поддержки, многие готовы записываться на недели вперед, покупать сертификаты, которые мы продаем со скидкой.
Эта поддержка для нас ценна, как никогда. К сожалению, пока осуществлять качественный бьюти-сервис на дому невозможно, хотя бы потому что многие мастера опасаются перемещаться по городу и далеко не все клиенты готовы принимать дома посторонних.
Юлия Щербатова
Главный врач Клиники современной косметологии Юлии Щербатовой
Мы, врачи, считаем своим долгом помогать пациентам, когда эта помощь необходима. Мы делали это всю прошлую неделю и будем продолжать в связи с последним указом мэра. Красота — это производная от здоровья. Часть наших врачей ведут прием удаленно, корректируя назначения своим давним пациентам. Лаборатории берут анализы на дому. Капельницы, курсовые процедуры, срочные консультации проводим очно, соблюдая меры предосторожности и санитарные предписания.
Удаленное консультирование мы запустили больше года назад. Наши пациенты много путешествуют, так что это прежде всего удобный сервис, но для постановки диагноза во многих случаях требуется личный осмотр врачом. Так что мы видим как новые возможности, так и ограничения.
Экономика в целом и каждый из нас в отдельности платит сейчас очень высокую цену ради сохранения человеческих жизней. Возможно, в результате все ощутят то, что врачи всегда знали: здоровье — то, во что стоит вкладывать первостепенно. Нам всем понадобятся силы и энергия после того, как ограничительные меры снимут.
Юлия Шумакова
Директор центров здоровья и красоты «Белый сад»
В настоящий момент наши салоны не оказывают услуги. Мы понимаем, что людям на улицу лишний раз лучше не выходить, поэтому сделали выбор в пользу жизни и здоровья, а не выручки. Мы выплатим сотрудникам зарплату за март, и финансового резерва должно хватить на выплаты за первую неделю апреля. Сложившаяся ситуация сильно ударила по нашему бизнесу: проходимость критически снизилась в марте и выросла лишь в последние дни, перед официальным объявлением о закрытии.
Мы сделали переадресацию салонных телефонов и остаемся на связи по любым вопросам. Администраторы работают удаленно, а наш тренер по пилатесу ведет уроки онлайн. К сожалению, мы опоздали с запуском своего интернет-магазина, но оперативно завершаем эту работу сейчас.
В связи с последними поправками мэра Москвы хочу заявить, что центры «Белый сад» пока закрыты. Мы изучаем текст указа с юристами, так как на текущий момент видим некоторые противоречия и нестыковки. Надеемся на дальнейшие комментарии властей.
Татьяна Дроб
Креативный директор и соосновательница магазина косметики FOAM
Закрывать магазин 28 марта было грустно, ведь сразу было понятно, это не на неделю. У нас работает сайт, но пришлось внести коррективы. Замедлилась доставка по Москве и России, так как мы решили раз в день самостоятельно отвозить заказы в курьерские службы, чтобы минимизировать контакты с людьми. В Беларусь и Казахстан, например, временно вообще не доставляем.
После закрытия магазина наша команда сама предложила помочь с работой в офисе. Круто чувствовать поддержку коллег и видеть их осознанное отношение к бизнесу в трудной ситуации. Мы частично сохраняем зарплаты, пока есть возможность. И даже выдали маленькую премию всем, чтобы поддержать командный дух.
Одна наша знакомая из Бельгии написала, что хочет нас поддержать, и попросила организовать международную доставку, которой обычно у нас нет. А наш арендодатель объявил каникулы на время пандемии, что стало большим подспорьем.
Как и многие компании, стараемся больше общаться с клиентами через социальные сети. На днях запустили #FOAMbeautychallenge, где просим рассказывать о своем уходе, в планах — дистанционный курс йоги.
Ксения Туманова
Соосновательница сети парикмахерских Birdie
Работу парикмахерских мы полностью приостановили в конце марта: это сильный удар по нашему бизнесу, но мы относимся с пониманием. Для команды закрытие не стало внезапностью: ребята ушли на каникулы со свежеполученной зарплатой, а следующая выплата запланирована на тот же период, что обычно, сокращать никого не планируем.
Большая часть клиентов разделяет нашу позицию, что карантин — время сидеть по домам, без контактов с внешним миром, чтобы сберечь здоровье свое и окружающих. Хотя нашлись люди, которые упрашивают мастеров сделать для них исключение и приехать на дом, а потом обижаются, получив отказ.
В наших силах поддерживать позитивный настрой клиентов и подписчиков с помощью ежедневных прямых эфиров в инстаграме. Во время трансляции рассказываем об уходе за собой подручными средствами, учим накручивать волосы на бигуди из супермаркета и делать локоны с помощью вилки.
С понедельника запустили доставку средств ухода за волосами и наборов для домашнего тонирования волос. Последние, правда, будут доступны только для клиентов, которые красились у нас хотя бы один раз. Если говорить о переходе в онлайн, то и раньше реально было поменять цвет волос за пару секунд в приложении, что в итоге не освобождало от визита в парикмахерскую. Эти процессы будут и дальше протекать параллельно, не замещая друг друга.
Под новый государственный законопроект о частичном открытии салонов наша сеть не попала, так как мы не оказываем косметологические услуги. К слову, в Берлине наш знакомый, владелец парикмахерской, получил субсидию от государства в размере 15 тысяч евро на выдачу зарплат сотрудникам. А мы будем ждать повсеместного открытия салонов.
Ника Гасан-Заде
Управляющий партнер Still Beauty Space
Еще до коронавируса произошли события, которые повлияли на экономическую ситуацию в стране и отразились на бьюти-индустрии. Наш салон временно закрылся, и мы не оказываем выездных услуг, ведь смысл самоизоляции тогда теряется.
Единственное, мы осуществляем доставку косметики и Still Travel Box — набора для поддержания окрашивания в путешествиях, который придумали еще год назад. Конечно, тогда мы не думали, что он станет так востребован сегодня и превратится в Stay at Home Box.
В нашем салоне не стоит вопрос об увольнении или сокращении, стараемся вместе пережить сложный момент. Очевидно, что после кризиса выживут не все заведения. В основном уйдут с рынка те, кто открывался, не имея четкой концепции и профессиональной команды. После карантина всем потребуется время, чтобы встать на ноги. Будут ли приходить клиенты? Да, но с определенной суммой, которую готовы потратить, и перерывы между визитами станут больше.
Переход в онлайн для нас невозможен. Мне сложно представить, как можно сделать стрижку, окрашивание или маникюр дистанционно или подобрать средства ухода за кожей без консультации косметолога. У нас есть медицинская лицензия, но открываться все равно не планируем, так как в указе куча противоречий. Так что ждем лучших времен.
Сюзанна Мусаева
Основательница клиники эстетический медицины
Remedy Lab
Время года в нашем бизнесе играет важную роль. Весной поток пациентов обычно увеличивается: одни спешат сделать процедуры, которые летом будут невозможны, другие решают проблемы с кожей после периода холодов. Жаль, что во время карантина время у пациентов будет упущено, а клиника понесет финансовые потери. Я не стала просить сотрудников писать заявление об отпуске и никого не уволила: ценность специалистов в нашей сфере сложно измерить какими-то суммами.
Год назад я активно начала развивать стратегию клиники в онлайн-направлении. Конечно, делать процедуры удаленно нельзя, а лазерную и фототерапию не провести в домашних условиях. Но реально выполнять функцию цифрового консьержа: консультировать, давать рекомендации по домашнему уходу и приему нутрициентов для укрепления иммунитета, доставлять средства, индивидуально подобранные косметологом. Пациентов, которые до карантина начали курсы процедур по уходу, мы обучаем технике самомассажа.
Даже имея медицинскую лицензию, мы не откроемся до конца изоляции: в условиях пандемии неэтично призывать людей выходить в общественные места. Плюс я не готова подвергать риску сотрудников, которым придется добираться до работы на общественном транспорте. Услуга вызова специалиста на дом в условиях карантина также недоступна.
Что касается прогнозов, с учетом сезонности и того, что салоны арендуют площади, бизнес не сможет восстановиться в течение года. Отрасль будет искать возможности оптимизации и уходить в тень. На этом фоне уволенные специалисты начнут оказывать услуги на дому, иногда не имея должной сертификации. Увеличится число предложений от непрофессионалов, объем некачественных материалов.