Вызовы Стройкомплекса
Друзья, добрый день. Не прошло и пару суток после совещания у Президента, а Мэрия Москвы продлила приостановку строительных работ до 01.05.2020 (п.4.3 Указа от 18.04.2020 №44-УМ).
Можно констатировать, что строительная отрасль вступает в турбулентность, под вопросом система управления Московским регионом, стройкомплексом и сложившаяся модель развития рынка жилищного строительства.
Сама отрасль насколько можно понять характеризуется высокой долей низкооплачиваемого ручного труда, низкой производительностью, проблемами с контролем, «ручным» управлением с сопутствующими осложнениями, значительной долей низкоквалифицированных мигрантов, большими нареканиями миграционной и налоговой службы, банка России и росфинмониторинга. В некоторых зарубежных странах, например Испании, существенно влияние организованной преступности на строительство как отрасль экономики. С точки зрения управления имеет место сложно сочленённый клубок управленческих, экономических, социальных и других вопросов. Текущая ситуация явно проявила имеющейся противоречия.
Конечно государство понимает имеющиеся сложности и исходя из сложившейся практики ищет пути решения. Так например ранее Минюст разработал поправки в Уголовный кодекс (УК) России, которые позволят привлекать осужденных к труду на объектах госкорпораций и госкомпаний. При этом мировая практика имеет успешный опыт интеграции тюремного комплекса в стройку. Конечно есть диспропорция в необходимых ресурсах. Так только в Московском регионе численность стройкомплекса 1,5 млн. человек, при общем количестве заключённых чуть более 500 тысяч.
Ипотечная модель развития жилищного рынка возможна также подходит к пределам своего роста, обусловленными экономическими и демографическими причинами, грядущей рецессией. Трёх-четырех кратная переплата ипотечными заемщиками стоимости жилья конечно является эффективной мерой контроля рождаемости, изъятия доходов населения и капитализации банковской системы, но слабо направлена на улучшение жилищных условий. Альтернативные формы в виде государственного и муниципального арендного фонда, жилищно-строительных кооперативов, а главное судо-сберегательных касс фактически не представлены. Депозит с доходностью в 4,5% против ипотечного кредита со ставкой 9%, при этом собственный капитал банков фактически не участвует в кредитовании экономики. Это при том, что население исправно является нетто-кредитором экономики, включая крупный бизнес. Так размер депозитов, вкладов и счетов физически лиц в банковской системе около 30 трлн. руб., вложений в ценные бумаги еще 5 трлн.руб. и еще 2-3 трлн.руб в ДДУ, а размер выданных кредитов населения всего 18 трлн.рублей.
Имеющиеся противоречия как учили ранее классики будут разрешены тем или иным образом. Ждем продолжения.