Катастрофа «Гинденбурга» была не была первой и даже не самой крупной по количеству жертв. Она просто оказалось единственной в истории, которую сняли на киноплёнку. 6 мая 1937 года во время очередного полета из Германии в США за несколько минут до начала высадки пассажиров в газовом отсеке дирижабля взорвались баллоны с газом, и пылающий аппарат рухнул на землю. Несмотря на огонь и падение с большой высоты, из 97 человек выжили 62.
«Гинденбург» был настоящим шедевром инженерной мысли и одновременно с этим мощнейшим символом пропаганды Третьего Рейха в его ранние годы.
В начале 20 века Германия была абсолютным лидером кораблестроения. Страна построила самый крупный пассажирский дирижаблем в мире - «Гинденбург», названный в честь рейх-президента Германии.
Поначалу его хотели именовать в честь фюрера, но Гитлер был против: любая неприятность с машиной могла нанести урон его имиджу. Строительство воздушного корабля началось в 1931 году — еще до прихода Гитлера к власти — и длилось около пяти лет.
«Гинденбург» был 245 метров в длину, что всего на 24 метра короче «Титаника». Корабль развивал скорость до 135 км/ч, а на его борту могло находиться 100 человек.
Придя к власти, нацисты рассматривали дирижабли как мощное средство пропаганды за границей, сделав огромные воздушные корабли своей визитной карточкой.
С этой точки зрения полеты в Северную Америку считались особенно важными.
Всего через два месяца после испытательного полета, 6 мая 1936 года, «Гинденбург» совершил свой первый перелет в США по маршруту Франкфурт — авиабаза Лейкхёрст (Нью-Джерси).
Полет занял 61 час 40 минут: в Лейкхёрст, пролетев по пути над Нью-Йорком, «Гинденбург» прибыл 9 мая.
Оказавшись над территорией США, экипаж «Гинденбурга» всегда стремился пролететь над крупными городами, но неизменным местом высадки пассажиров была авиабаза Лейкхёрст, расположенная почти в 100 километрах от Нью-Йорка. Перед Второй мировой это был центр дирижаблестроения США, к которому были приписаны крупнейшие американские дирижабли.
Всего в 1936 году Гинденбург совершил 17 трансконтинентальных перелётов с пассажирами на борту.
В распоряжении пассажиров на верхней палубе дирижабля был ресторан, читальный зал и отдельная зона отдыха. Каждая каюта имела площадь 3 м² с двумя кроватями, умывальником, шкафчиком и откидным столиком. Окон и туалетов не было. На нижней палубе была оборудована комната для курения, представляющая собой герметичную капсулу с мощной системой вентиляции. Там пассажиры могли спокойно выкурить сигару под присмотром метродотеля, у которого была в наличии единственная на борту зажигалка.
Поначалу «Гинденбург» был оснащен сверхлегким алюминиевым пианино, однако позже его, как и некоторые другие элементы оформления, убрали, чтобы сократить лишний вес и добавить несколько пассажирских кают.
Трансатлантический перелет из Германию в Америку на «Гинденбурге» только в одну сторону стоил солидных денег — 400 долларов. Так что пассажирами дирижабля были состоятельные бизнесмены, политики, спортсмены и артисты.
В день трагедии ничего не предвещало катастрофы…. Вылетев из Германии в 20:15 и, преодолев Атлантический океан, 6 мая 1937 года «Гинденбург» показался над Мнхэттеном.
Желая угодить пассажирам и продемонстрировать американцам дирижабль, капитан Прусс провёл дирижабль настолько близко к смотровой площадке, что пассажиры и посетители площадки могли помахать друг другу.
На авиабазе Лейкхерст в ожидании прилета "Гинденбурга" собралось огромное количество фоторепортеров. Однако неожиданно вместо рутинной съёмки посадки дирижабля они оказались свидетелями жуткой катастрофы.
Фоторепортер Сэм Шир успел сделать всего один кадр. Но именно этот фотоснимок запомнился больше всего и вошел во многие издания - бегущая толпа на фоне горящего в воздухе дирижабля. Снимки "Гинденбурга", охваченного пламенем, произвели шокирующий эффект на общество. Это было что-то чего люди никогда ещё не видели до этого - ужасная катастрофа, снятая на камеры именно в момент, когда она происходила.
Образ дирижабля, как шикарного и безопасного способа путешествия, был навсегда уничтожен. С того момента дирижабли на водороде больше не перевезли ни одного пассажира.
Часть экипажа во главе с капитаном Максом Пруссом были прижаты к земле пылающими обломками горящего корпуса. Сильно обожжённым, им все же удалось выбраться из-под обломков, но 6 из них умерли на следующий день от ожогов и полученных при падении травм. Эту же участь разделили 3 пассажира и гражданский сотрудник на земле.
Крушение «Гинденбурга» фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях.
Сразу после катастрофы Германия прекратила все пассажирские полеты дирижаблей. В 1940 году два других пассажирских дирижабля — LZ 127 и LZ 130, так называемые «Граф Цеппелин» и «Граф Цеппелин II» — были разобраны, а их дюралюминиевые каркасы были отправлены на переплавку.
В конце 1937 года дюралюминиевый каркас «Гинденбурга» был отправлен в Германию и отдан на переплавку.
Несмотря на некоторые конспирологические теории (в качестве основной предполагалось наличие на борту бомбы с часовым механизмом), и американская, и немецкая комиссии пришли к выводу, что взрыв внутренних баллонов с газом был вызван обрывом троса, повредившим один из баллонов.
Как вы считаете, было ли будущее у дирижаблей, если бы не эта катастрофа?!
Делитесь ниже своими комментариями!
Много других любопытных фактов из истории вы узнаете, подписавшись на канал Я календарь переверну... (кликайте по синему шрифту!)