Продолжаем говорить об экспериментах, расширяющих представление о себе и мышлении. На очереди известный мысленный эксперимент XX века.
⠀
Когда задуманные условия эксперимента сложно претворить в жизнь, ученые прибегают к мысленным экспериментам. В 1980 г. американский философ Джон Сёрл публикует эксперимент «Китайская комната».
⠀
Представьте, что в изолированной комнате сидит сам Джон Сёрл, который не знает китайских иероглифов, но отлично владеет английским. В комнате есть инструкции на английском, как пользоваться иероглифами, но информации о значении самих китайских символов в комнате нет. Через щель в комнату от наблюдателей поступают вопросы с иероглифами, наблюдатели хотят получить ответ.
⠀
Используя инструкции, Сёрл выдает ответ с иероглифами, но сам не понимает их значения. Сёрл действует, как компьютер, в соответствии с предписанным алгоритмом, но без СОЗНАТЕЛЬНОГО понимания обозначения иероглифов.
⠀
Подобное, например, происходит, когда мы общаемся с голосовым помощником. Цель эксперимента была в критике теста Тьюринга: машина может формально отвечать, как человек, но реально не понимает значений ответов. В противном случае, у машины был бы предшествующий опыт. Если спросить у машины про любимое блюдо, то она ответит, но за ответом не будет опыта.
⠀
Если смотреть на эксперимент шире, то увидим общее с человеческим общением — мы все являемся «Китайскими комнатами». Живем и действуем по своим алгоритмам, пользуясь только теми особенностями мышления, которые присущи нашему типу.
⠀
Центрист пытается увидеть во всем сущность, конструктор — закономерности, а рефлектор — ценность в отношении себя. Но это всего лишь три модели реальности, а не она сама, как нечто цельное. При совместном использовании всех трех стратегий мышления мы ближе к реальности, к тому, что происходит на самом деле.
⠀⠀
Этому мы учимся на курсе «Троица» — как совмещать три интеллектуальные стратегии, чтобы получать объемный взгляд на вещи в любой сфере жизни
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.