Найти тему
Светлана Меншикова

Король умер, да здравствует король!

Оглавление

Аналитики печатного рынка отмечают четко проявившуюся закономерность – и в мире, и в России на рынках печатных СМИ в цифровую эпоху большинство изданий, перешедших из «бумаги» в интернет, достаточно быстро теряют свою идентичность и растворяются в сети среди множества других подобных ресурсов.

Особо прозорливые участники рынка, несмотря на массовый падеж печатных СМИ, сохранили бумажную версию изданий хотя бы как элитный и эксклюзивный продукт для состоятельной аудитории. На территории всей Тюменской области, включая ХМАО и ЯНАО, единственным деловым печатным журналом остался «ТМН», перевернув известную рекламную фразу «прибыль – ничто, имидж – все».

К 2020 году, по прогнозам, производство информации превысит пределы человеческого восприятия на 500% и поэтому конкуренция за внимание аудитории будет только нарастать и ужесточаться. В таких условиях печатная пресса (я, прежде всего, имею ввиду журналы) будет дорогим эксклюзивом – долгоиграющим и многофункциональным ресурсом развивающейся и уважающей себя компании. Вы же заметили, что все корпорации выпускают печатные издания? «Газпром», «Лукойл», отраслевые – «Нефтегазовая вертикаль», «Газовая промышленность». Не только производственники, но и профсоюзные организации этих компаний также выпускают журналы и газеты. Есть еще единый журнал общероссийского союза работников нефтяной и газовой промышленности, который объединяет все профсоюзные организации нефтегазового комплекса страны. Есть, наконец, Forbes – живее всех живых.

И все это есть не только потому, что могут себе позволить, но еще и хотят. Хотят быть в рынке и быть заметными, быть уникальными.

Ежегодный опрос 1800 главных редакторов, коммерческих директоров и других топ-менеджеров ведущих печатных изданий мира из 107 стран, проведенный Всемирной газетной и новостной ассоциацией WAN-IFRA, показал, что главной проблемой современного рынка печатных СМИ является не падение доходов от проданных тиражей и рекламы в них, а нежелание участников этого рынка должным образом заниматься инновациями. Журнал в наше время – это не просто журнал. Это и сайт, это и соцсети, это и сообщества в мессенджерах, это и громкие проекты зрелищного плана.

Журналы по своей природе способны хорошо группировать вокруг себя аудиторию. А объединение печатной и цифровой сред журнального бренда удваивает KPI рекламных кампаний. И дальновидные издательства пользуются этим.

Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям вырисовывает картину российского журнального рынка. Интересы читателей журналов стали более сфокусированными, а их выбор – более точечным. В такой ситуации выигрывают издания с узнаваемым брендом, лидирующие в своих тематических нишах. Причём наибольший прирост читателей обеспечивает экономически активная часть аудитории в возрасте 25–45 лет с доходом выше среднего. Журналам общего спроса сегодня приходится активно бороться за бюджеты в сфере развлечений: (кино, культура, спорт и т. Д. Многие формы рекламы (к примеру, строчная/мелкомодульная реклама) мигрировали в digitalсреду.

Если говорить про региональный рынок, то он общероссийские тенденции подтверждает. В Тюмени выпускаются сразу несколько нишевых изданий и живут они не на дотации областного бюджета, а на средства рекламодателей. Издательство «Фаст пресс» успешно выпускает «Здоровье», «Автопрайс», «Охоту и рыбалку». Ежемесячно. Общим тиражом более 50 тыс. экземпляров. У каждого есть сайт. Что позволило изданиям выжить во времена он-лайн и соцсетей?

Юрий Неверов, генеральный директор ИД «Фастпресс»: «Мы в рынке 12 лет уже в свободном рынке, до всех кризисов. А региональные СМИ всегда сидели на бюджетных подпитках. Объемы рекламы сократился не совсем из за он-лайна, хотя косвенно это влияет, просто рынок потребления информации трансформируется. Это нужно учитывать. Кому- то удобны соцсети, кому- то «поисковики». Мне много читателей говорят, что смартфон надоедает, хочется отдохнуть журнал полистать».

"Чем больше рекламодатель устает от Интернета, тем активнее он возвращается к прессе. И это нормально. С развитием любых технологий сначала идет всплеск интереса к ним, а затем стабилизация". Мне сложно не согласиться с мнением исполнительного директора Союза предприятий печатной индустрии Еленой Шитиковой.

Региональный рынок недавно подтвердил и эти слова эксперта. Восстал из небытия журнал «Югра». Бумажный. Да, пока «пилот». И пока даже без интернет-версии. 100 с лишним страниц вдумчивого контента! Со слов руководителя проекта Кун-Сулу Айткуженовой: «…Мы просто ценим место, в котором живем, и делаем это профессионально, то есть рассказываем югорчанам о Югре».

К слову, перепрофилирование журналистов под он-лайн форматы и соцсети очень упростило тексты – два прихлопа, три притопа. Журналистов, пишущих очерки и интервью, уже днем с огнем... Я уж молчу про аналитику или хотя бы обзоры. Встречаются "динозавры" в общественно-политических областных или региональных изданиях. Но они связаны по рукам и ногам ТЗ от Заказчика. А у Заказчика действует принцип: «Куда иголка - туда и нитка». Старо, как мир — не было в СМИ, не было и события.

И напоследок еще кое-что в защиту моего любимого формата общения с читателем. Почти 40% бюджетов на рекламу в рунете приходится на неэффективные каналы и не окупается. Аналитика РБК. Но что еще важнее – уровень доверия у печатных СМИ остается более высоким по сравнению с другими форматами. Этот канал коммуникации с обществом гарантирует длительность и высокое качество контакта (читатели склонны выделять специальное время для чтения, во время которого фокусируются и не отвлекаются на другие занятия). Журнал сохраняет имидж значимости (для людей всякое событие становится более значимым, если оно освещается прессой) и остается единственным медиаканалом, позволяющим затронуть рекламным сообщением все органы чувств – зрение, обоняние, слух, осязание, вкус, гарантирует размещение рекламы в безопасном редакционном окружении с гарантией соблюдения всех требований рекламодателя и действующего законодательства.

Король умер! Да здравствует король!