Почти все сейчас большую часть времени проводят дома. Из-за этого отношения с близкими стали очень тесными. А это, в свою очередь, приводит к обострению созависимых схем поведения. С сожалением отмечаю, что те люди, с кем нам удалось плодотворно потрудиться, кто смог достигнуть заметных улучшений в освобождении от созависимости, стали регрессировать к старому поведению. Хорошо, что современные технологии дают возможность, находясь дома, продолжать психотерапию.
Снова приходится возвращаться к основам. При сильном стрессе люди эти основы начинают забывать. Применительно к созависимости, вернуться нужно к драматическому треугольнику.
Тем, кто работает над освобождением от созависимости, он хорошо знаком. При анализе регресса в старое поведение мы с клиентами снова идем в исследование ролей треугольника и поиску выхода из них. Напомню, что роли всего три:
- жертва – жалуется на обстоятельства своей жизни, пассивна и не пытается что-то изменить;
- спасатель – берет на себя чужую ответственность, делает за других то, что они сами в состоянии сделать для себя;
- преследователь – физическим или эмоциональным насилием стремится сделать других людей такими, как ему хочется.
Эти роли не приносят с собой ничего хорошего, кроме как проблем, снижения качества своей собственной жизни и плохих отношений с близкими.
Сейчас чаще всего останавливаемся на работе с ролью жертвы. Возможно, потому что есть много негативных обстоятельств, на которые повлиять сложно. Люди испытывают трудности, чтобы отвлечься от этих обстоятельств и переключиться на то, что им подконтрольно. Негатив имеет свойство поглощать внимание и парализовывать силу воли. Работа с ролью жертвы заключается в том, чтобы вернуть себе силу и сосредоточиться на том, что реально можно изменить.
Для того, чтобы выйти из роли жертвы необходимо осознать ответственность за свою жизнь. Понять, что от жалоб, обвинений и запугиваний себя самого моя жизнь не улучшится. Раз я попал в роль жертвы, значит, в сложившейся ситуации я чего-то не умею. Моя ответственность в том, чтобы учиться этому. Жертве нужно стать учеником.
Чему нужно учиться зависит от конкретной ситуации, но чаще всего это:
- забота о себе;
- защита своих границ;
- принятие ответственности за решение проблемы;
- обеспечение своей безопасности;
- развитие социальных навыков;
- изменение своего эмоционального состояния.
Возьмем, к примеру, заботу о себе. Применительно к жертве забота о себе, в большей степени, означает делать те вещи, которые неприятны. Забота о себе должна в первую очередь приносить пользу, а не удовольствие.
Вот несколько примеров:
- преодолеть свою прокрастинацию по отношению к работе – дело не очень приятное, но полезное;
- ограничить себя в потреблении второсортной информации, претендующей на звание новостей - тоже непростая задача, но полезная. Станет меньше страха и чувства безысходности;
- перестать вести с собой негативный внутренний диалог – вполне посильная цель, но её также легко и не достигать, продолжив ехать по накатанной колее.
Человек в роли жертвы выбирает оставаться в комфортном поведении, хотя оно приносит с собой много проблем. Становясь учеником, он сталкивается с дискомфортом, но также делает шаги к изменению обстоятельств своей жизни в лучшую сторону. Выйти из роли жертвы можно с ценными приобретениями, но для этого придется приложить усилия.
Итак, если вы замечаете за собой роль жертвы, то подумайте, чему вам нужно научиться, чтобы выйти из неё.
Поделитесь в комментариях чему вы будете учиться в ближайшее время.
Рекомендую вам также пройти тест на созависимость.
И прочитать:
как преодолеть прокрастинацию, работая дома;
Вы можете задать вопрос мне лично.
Если вам понравилась статья, то ставьте👍 и подписывайтесь на мой канал.
Источник: моя группа ВКонтакте