Найти тему

Как не быть жертвой в самоизоляции.

Почти все сейчас большую часть времени проводят дома. Из-за этого отношения с близкими стали очень тесными. А это, в свою очередь, приводит к обострению созависимых схем поведения. С сожалением отмечаю, что те люди, с кем нам удалось плодотворно потрудиться, кто смог достигнуть заметных улучшений в освобождении от созависимости, стали регрессировать к старому поведению. Хорошо, что современные технологии дают возможность, находясь дома, продолжать психотерапию.

Снова приходится возвращаться к основам. При сильном стрессе люди эти основы начинают забывать. Применительно к созависимости, вернуться нужно к драматическому треугольнику.

Тем, кто работает над освобождением от созависимости, он хорошо знаком. При анализе регресса в старое поведение мы с клиентами снова идем в исследование ролей треугольника и поиску выхода из них. Напомню, что роли всего три:

  • жертва – жалуется на обстоятельства своей жизни, пассивна и не пытается что-то изменить;
  • спасатель – берет на себя чужую ответственность, делает за других то, что они сами в состоянии сделать для себя;
  • преследователь – физическим или эмоциональным насилием стремится сделать других людей такими, как ему хочется.

Эти роли не приносят с собой ничего хорошего, кроме как проблем, снижения качества своей собственной жизни и плохих отношений с близкими.

Сейчас чаще всего останавливаемся на работе с ролью жертвы. Возможно, потому что есть много негативных обстоятельств, на которые повлиять сложно. Люди испытывают трудности, чтобы отвлечься от этих обстоятельств и переключиться на то, что им подконтрольно. Негатив имеет свойство поглощать внимание и парализовывать силу воли. Работа с ролью жертвы заключается в том, чтобы вернуть себе силу и сосредоточиться на том, что реально можно изменить.

-2

Для того, чтобы выйти из роли жертвы необходимо осознать ответственность за свою жизнь. Понять, что от жалоб, обвинений и запугиваний себя самого моя жизнь не улучшится. Раз я попал в роль жертвы, значит, в сложившейся ситуации я чего-то не умею. Моя ответственность в том, чтобы учиться этому. Жертве нужно стать учеником.

Чему нужно учиться зависит от конкретной ситуации, но чаще всего это:

  • забота о себе;
  • защита своих границ;
  • принятие ответственности за решение проблемы;
  • обеспечение своей безопасности;
  • развитие социальных навыков;
  • изменение своего эмоционального состояния.

Возьмем, к примеру, заботу о себе. Применительно к жертве забота о себе, в большей степени, означает делать те вещи, которые неприятны. Забота о себе должна в первую очередь приносить пользу, а не удовольствие.

Вот несколько примеров:

  • преодолеть свою прокрастинацию по отношению к работе – дело не очень приятное, но полезное;
  • ограничить себя в потреблении второсортной информации, претендующей на звание новостей - тоже непростая задача, но полезная. Станет меньше страха и чувства безысходности;
  • перестать вести с собой негативный внутренний диалог – вполне посильная цель, но её также легко и не достигать, продолжив ехать по накатанной колее.

Человек в роли жертвы выбирает оставаться в комфортном поведении, хотя оно приносит с собой много проблем. Становясь учеником, он сталкивается с дискомфортом, но также делает шаги к изменению обстоятельств своей жизни в лучшую сторону. Выйти из роли жертвы можно с ценными приобретениями, но для этого придется приложить усилия.

Итак, если вы замечаете за собой роль жертвы, то подумайте, чему вам нужно научиться, чтобы выйти из неё.

Поделитесь в комментариях чему вы будете учиться в ближайшее время.

Рекомендую вам также пройти тест на созависимость.

И прочитать:

как преодолеть прокрастинацию, работая дома;

созависимость.

Вы можете задать вопрос мне лично.

Если вам понравилась статья, то ставьте👍 и подписывайтесь на мой канал.

Источник: моя группа ВКонтакте