Насколько полезно молиться за людей, живущих во грехе, или людей инославных, некрещеных? А если за кого-то из них болеешь душой? Чувствую себя бессильной им помочь. Стоит ли продолжать молиться за них, подавать записки в храме? По-другому влиять на родственников не могу, так как живем в разных городах и общаемся редко.
Вы продолжайте молиться, как молились, подавайте за них записки. Не отчаивайтесь и не унывайте, что 10 лет молитесь, и ничего не меняется. Господь любит делать что-то внезапно. Может быть, Вы еще 10 лет будете молиться за них и записочки подавать, и будет казаться, что воз и ныне там. Но, только уйдя в мир иной, увидите или почувствуете, насколько Ваши молитвы оказались для них полезны, от многих скорбей и бед оградили. Поэтому молитесь! За всех своих родных и близких мы должны молиться. Может, кого-нибудь Господь коснется, и тот пробудится к молитве и тоже начнет за кого-то молиться.
В этой связи, мне вспоминается случай из Священного Писания с пророком Илией, который в какой-то момент отчаялся: он видел, что все отвернулись от Бога. Просто все! Один он остался преданным Богу, и то его хотели убить. Он вынужден был бежать и скрываться в пустынных местах, в пещере. Он сетовал и Господа молил, и плакал:
«Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:10).
Но Господь тогда его утешил:
«Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 Цар. 19:11-12).
То есть в шуме, в буре не был Господь. Он говорит Илии, что по своему характеру Он такой, как легкое веяние ветерка. Он не устрашает никого! Господь действует тихо, мирно и нежно. Поэтому «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс. 102:8-10).
И сказал тогда Господь ему, что Он «оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18). То есть Илье-пророку казалось, что все отвернулись, а Господь втайне сохранял людей.
Вот и сейчас так происходит! Люди, которые к Богу и к Церкви холодны, и как верующие какие-то непонятные, но в душе своей они прекрасны — их Господь каким-то образом сохраняет. И стоит Ему только коснуться их легонечко, пробудить, — сразу такой человек раскроется как глубокий и верующий христианин, и будет видна его красота. А до поры до времени Господь его сохраняет, поэтому молитесь за своих родных и близких! Не унывайте и не думайте, что молитвы напрасны.
Насколько полезно молиться за людей, живущих во грехе, или людей инославных, некрещеных?
Не нам судить о людях, живущих во грехе — мы тоже во грехе живем. Нас Господь к Себе привел, мы познали Его, мы знаем красоту духовного мира, церковного богослужения, глубину молитвы. Мы во всех Таинствах участвуем, во всё погружены, но живем во грехе, пусть даже и немножко. С учетом того, что нам дано, с нас не больше ли спрос, чем с тех, которые живут и не знают всего этого?
Молиться за людей — кровь проливать. Это очень сложно, очень трудно, но мы же христиане! Мы должны трудности переносить ради любви к ближним. В молитве за других людей главное — правильный настрой, чтобы мы не чувствовали себя благодетелями, праведниками, которые вымаливают этих несчастных грешников. Это искушение. Если мы будем правильно настроены, со смирением, без превозношения себя, то почему бы не помолиться?
Насчет инославных и некрещеных — здесь нужно соблюдать осторожность. Допустим, Вы взяли на себя такой подвиг — молиться за некрещеного человека, за иноверного. Он Вам симпатичен, и Вы за него решили молиться. Молитесь месяц, полгода, год, и по капельке в Вашей душе, незаметно для Вас, может рождаться и расти самомнение, что Вы вымаливаете его. Как у фарисея: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11-12). Нужно великую осторожность проявлять, чтобы это в себе замечать и пресекать, противостоять этому. Здесь нужно быть очень внимательным.
Я бы советовал воздерживаться от таких молитв людям новоначальным, горячим, готовым лезть на рожон. А для людей опытных, у которых много лет церковной жизни позади, тут ничего страшного нет. Молитесь! К молитве Сам Господь нас призвал! Кто же, кроме нас? Никто!