Каноны - это инструменты.
Инструменты, которые не просто необходимы художнику.
Он без них, как композитор без ушей, снайпер без глаз или повар без языка.
Фактически, без них художник обречен блуждать во тьме , спотыкаясь на простейших вещах.
И этих инструментов вы не найдете ни в одном художественном магазине.
Более того, о них не имеют ни малейшего представления в художественных школах и университетах.
Причина этого в том, что они - наследники Возрождения.
Вернее, наследники грабителей Возрождения.
У Возрождения есть точные даты.
Раннее Возрождение началось 13 апреля 1204 года. Взятие Константинополя. Город был разграблен "просвещенной Европой". Все, имевшее хоть малейшее отношение к искусству и науке было вывезено в Италию и скупалось римским папой.
Позднее Возрождение началось 29 мая 1453 года. Город был разграблен турками. Все имевшее хоть малейшее отношение к искусству и науке снова в промышленных масштабах скупалось папой и его теневыми банкирами Медичи.
То, что считается достижениями Возрождения, было ворованным наследием Византии. С той разницей, что Византия интересовалась только иконописью, а итальянцы - только порнографией. Взгляните на "мадонн" Боттичелли , сравните их с "венерами" Боттичелли - и вы поймете о чем я говорю.
Однако, машину они украли - а вот ездить не украли.
И ни малейшего представления ни о существовании канонов, ни об их применении, ни у "мастеров Возрождения", ни у их преемников нет.
Между тем эти инструменты легко сделать самим.
Первый из них - мелодический канон. Исторически он представлял собой деревянную рейку, на которой был закреплен бегунок с винтом, который фиксировал его в нужном положении.
Пожалуй, самым быстрым и простым заменителем будет простая металлическая спица для вязания , на которую насажен треугольный кусок стирательной резинки.
Длина спицы зависит от размера полотна или бумаги, с которым необходимо работать. Для формата А4 достаточно 200-250 мм. Для больших форматов - 300 -400 мм
Сама спица (заменяющая рейку) называется "одос"- "путь", а резинка (бегунок) называются "игумен". Название "путь" не случайно - оно соответствует пониманию линии как пути от начала к концу. "Игумен"-начальник , двигаясь по пути-"одос" осуществляет это движение.
Второй канон называется "гармонический", и по конструкции еще проще. Это деревянный стержень . На его лицевой стороне нанесено пятнадцать рисок-меток, которые делят его на шестнадцать одинаковых частей. Это "просопоканон" (лицевой канон)
На обратной стороне его находится "хироканон" (канон ладони) - аналогичная разметка, только не на всю длину стержня, а на длине ладони (я для простоты рекомендую брать 12 см отрезок)
15 рисок на гармоническом каноне имеют свои названия.
Три риски в виде крестов делят канон на четыре равные части и называются "статы" или "тетарти" (четверти).
Четыре риски в виде черт-минусов делят эти четыре части пополам и соответственно делят весь канон на восемь частей и называются "перистаты" (около-статов) или "октаки" - (восьмушки)
Наконец, восемь меток в виде точек делят стержень на шестнадцатые части и называются "тропы" (обороты, повороты) или "миры" (доли)
Это деление не случайно, а имеет прямое отношение к классической поэзии, где максимальный размер стиха составляет шестнадцать стоп (или тридцать две моры- минимальной временной доли) , а также к классической теории музыки, где 1/16 струны была самым маленьким из рассматриваемых интервалов.
Длина гармонического канона подбирается аналогично мелодическому.
Мелодический и гармонический канон соответствуют друг другу примерно как гитарный гриф с нанесенными ладами и скрипичный, у которого лады отсутствуют.