Найти в Дзене
cinéma insolite

Знаковые режиссеры 10-х: Линч, Тарантино, Куарон, Пил, Цзя Чжанкэ и др.

Оглавление

В первой статье о режиссерах 2010-х годов я объединил своего рода антагонистов — постмодернистов и экспериментаторов, чье творчество направлено в прошлое, его переосмысление и игры с ним, — и тех, кто не боится попробовать что-то совсем новое и рискованное. Но кинематограф 2010-х настолько эклектичен, что эти две противоположности притягиваются и иногда даже встречаются в одном и том же создателе.

Дэвид Линч

"Твин Пикс"
"Твин Пикс"

Он давно не снимал кино, и многие думали, что уже не снимет. Он давно немолод, и многие считают, что сошел с ума. Он не придумал ничего лучше, чем вернуться в кино, сняв очередной сезон старого сериала! Любой другой режиссёр провалился бы, но Дэвид Линч снял шедевр.

Пересказывать сюжет бессмысленно, скажу главное - гений получил полную свободу творчества и делал все, что хотел. Сериал очень похож на поток сознания, и притом остается ощущение, что он детально продуман. Всё лучшее, за что я люблю Линча, здесь есть. Пожалуй, в этом сериале можно увидеть фрагменты всех его фильмов, и даже многое, чего не было раньше.

Линчу достаточно было снять один сезон старого сериала за десятилетие, чтобы войти в историю.

Квентин Тарантино

"Однажды... в Голливуде"
"Однажды... в Голливуде"

В 90-е Тарантино был одним из стилеобразующих режиссеров десятилетия и его главным постмодернистом, в 2000-х вернул моду на фильмы категории «б», а в 2010-е он — живой классик, снимающий всё что захочет. Он меняется, но остается собой.

Режиссер уже давно хотел снять вестерн, что видно даже по его дебютному фильму «Бешеные псы», так похожему на фильмы старого американского жанра, особенно в их итальянской интерпретации. Он снял даже два — оба разные, оба получили хорошую прессу. А в 2019-м году Тарантино снимает свой главный фильм в этом десятилетии — ностальгическое кино о событиях 50-летней давности, о времени, когда мир и Голливуд изменились столь кардинально, что уже никогда не станут прежними. Мир и сейчас изменился резко и радикально, просто мы проживаем каждый день и не замечаем этого, но Тарантино видит всё.

Кроме того, Квентин — главный киноман среди знаменитых режиссеров и желанный респондент для любого интервьюера. «Я всегда смотрю фильмы, которые показывают в самолетах. Кейт Хадсон — королева неба».

Альфонсо Куарон

"Рома"
"Рома"

«Режиссер мира» родом из Мексики. В его биографии были работы на родине, в Британии, в США; фильм, практически целиком созданный на компьютере, два Оскара за лучшую режиссуру при нуле в главной номинации, Оскар за фильм на иностранном языке и выигранный Венецианский фестиваль… Кого-то мне это напоминает…

Один из символов глобализации современного кино, режиссер, который никогда не повторяется в своих проектах и каждый раз стремиться довести их до совершенства, перед тем как перейти к следующему. Если «Гравитация» — один из главных технических шедевров мирового кино, то «Рома» — медленная и нежная история детства с нетривиальным сюжетом и пристальным вниманием к деталям.

Вообще мексиканцы получили в 2010-е годы 5 Оскаров за лучшую режиссуру на троих: еще два ушли Алехандро Гонсалесу Иньярриту, человеку тоже очень талантливому и разнообразному, а еще один забрал Гильермо Дель Торо, всегда снимающий в своем фирменном стиле.

Джордан Пил

"Мы"
"Мы"

В последнее время режиссерами нередко становятся люди, чьи профессии еще недавно совсем не касались кино. В прошлом десятилетии заявил о себе модельер Том Форд, в этом Джордан Пил — известный комик, сценарист собственного комедийного шоу.

По жанру его картины — хорроры, сделанные с хорошим черным юмором, которые по ходу действия превращаются чуть ли не в экзистенциальные драмы. Но никакой депрессии — всё легко, приятно и увлекательно.

Мне вообще нравится волна молодых режиссеров США. Сюда можно добавить и Дэмиена Шазелла, и братьев Сэфди, и еще нескольких режиссеров, о которых я расскажу во второй статье.

Цзя Чжанкэ

"Пепел - самый чистый белый"
"Пепел - самый чистый белый"

Китайский гений и режиссер, прекрасно ухвативший особенности своей страны и перемены, происходящие с ней. Если в прошлом десятилетии его фильмы были больше похожи на поэзию, то в 2010-е он стал рассказывать истории и даже романы.

Цзя Чжанкэ является представителем шестого поколения китайских режиссеров, особенность которых в том, что, в отличие от предыдущего поколения, покорившего мир рассказами о богатой истории своей страны, они смотрят на Китай сегодня. Цзя самый яркий представитель своего поколения.

Появилось ли седьмое поколение — судить тем, кто глубже меня разбирается в китайском кино, но очевидно, что наиболее интересные и одаренные молодые режиссеры ориентируются на Цзя Чжанкэ.

Абделатиф Кешиш

"Жизнь Адель"
"Жизнь Адель"

Француз тунисского происхождения, начинавший характерным актером, изображающим карикатурного араба, сейчас стал одним из самых знаменитых режиссеров Франции.

В первых работах Кешиша интересовала тема мигрантов. Эти фильмы были сделаны весьма талантливо, однако полностью раскрыться режиссеру удалось в картинах именно на общечеловеческие темы. «Жизнь Адель» — одна из главных кинолент десятилетия, история взросления и первой любви. Кино очень непростое: практически целиком снятое крупным планом, состоящее в основном из одних разговоров, хронометражом в три часа, и притом настолько невероятное и потрясающее — только очень одаренному человеку было под силу сделать это. Остальные картины Кешиша тоже очень интересные, еще интереснее — куда заведует автора его всё более сложные эксперименты с режиссурой.

Мигел Гомиш

"Тысяча и одна ночь"
"Тысяча и одна ночь"

Магический реализм и загадочность — это традиции португальского кино, и в этом отношении Мигел Гомиш абсолютно традиционен для своей страны, но экзотичен и красив для всех остальных.

В трилогии «Тысяча и одна ночь» фрагменты истории современной Португалии показаны в виде якобы арабских сказок, но на самом деле полностью самостоятельны. Это и невероятно смешно, и сюжетно безумно захватывающе, и не перестает удивлять на каждом шагу, хотя вроде бы где-то ещё — даже у Бунюэля, и особенно у Пазолини — что-то такое было. Но в историях Гомиша реальность сочетается с волшебством, а игровое кино — с документальным, что, к слову, тоже в португальской традиции.

Румыны

"Где-то в Палилула"
"Где-то в Палилула"

Румынская новая волна — одно из главных событий конца 2000-х — 2010-х годов. За короткий период времени было снято огромное количество шикарных фильмов в стране, откуда прежде мало кто видел хотя бы один фильм. Приятно, что в 2010-е уже ставшие известными режиссеры продолжили творить на столь же высоком уровне, а также появились новые имена.

Кристиан Мунджиу окончательно перешел в драму, но его фильмы — это не просто бытовые истории, а всегда рассуждения. Кристи Пую остался самым радикальным румыном, снимая огромные тяжеловесные полотна то почти без слов, то, наоборот, состоящие из одних диалогов. Корнелиу Порумбойю по-прежнему снимает легкие приятные фильмы с интересными задумками, одновременно работая и в документальном кино. Самое яркое новое имя — Калин Питер Нецер, режиссер невероятно тонких характеров и нюансов. Волну поддержал и один из известнейших театральных режиссеров Румынии Сильвиу Пуркарете, снявший всего один фильм — зато настоящий шедевр.

Венгры

"Белый бог"
"Белый бог"

Венгерский классик Бела Тарр в 2011-м году снял фильм «Туринская лошадь» и сказал, что уходит из кино. Но венгерские режиссеры остались одними из самых интересных в Европе.

Корнел Мундруцо— режиссер традиций евроарта 2000-х: холодный и жесткий, но при этом готовый на эксперименты — например, фильм, где главную роль сыграет собака.

Дьёрдь Пальфи — человек-эксперимент. Сюжет, который он придумывает для своей следующей работы, никто даже не пытался воплотить прежде, а способ подачи каждый раз будет разным. Например, он может создать фильм исключительно с помощью нарезки эпизодов из классического кино.

Ласло Немеш — ученик Белы Тарра, юный талант, работающий в классическом венгерском стиле, уходящем корнями еще к Миклошу Янчо. Его фильмы завораживают, и зритель каждый раз проживает историю вместе с персонажем, как если бы это был его сон.


Понравилась статья? Ставьте лайки, делитесь в соцсетях и подписывайтесь на канал! Также ждем в комментариях ваши отзывы, вопросы и советы!