Всем добрый день! К Дню Победы расскажу про замечательный польский комедийный мини-сериал, подброшу вам хорошую идею для просмотра.
Если фильм о той войне - значит драма, грохот разрывов, лязг гусениц, чёрное фронтовое небо, героизм, тяжкие лишения и кровь. Искренней и легкой улыбке тут не место.
Или нет? Вот и Леонид Быков так считал, когда создавал "В бой идут одни старики". Тут же вспоминаются и добрые советские "Женя, Женечка и "Катюша" и "Крепкий орешек" (только не с Брюсом Уиллисом, а с Надеждой Румянцевой). Нельзя забыть и франко-немецкую комедию "Ас из асов" с Жаном-Полем Бельмондо. А если ближе к теме - польскому кино, то конечно же у всех на устах "Четыре танкиста и собака".
А вот этого фильма я никогда не видел, и ни чуточку не пожалел, что случайно по телевизору на него попал. Как раз на данный эпизод:
Надо ли говорить, что я досмотрел до конца! Это - "Приключения канонира Доласа или как я начал Вторую Мировую Войну". Краткие объективные данные:
- Польша, 1969 (мировая премьера - 1970).
- Режиссер - Тадеуш Хмелевский. Композитор - Ежи Матушкевич.
- В главной роли - Мариан Коциняк (канонир Франтишек Долас, он же Гжегош Бженчишчикевич в ролике сверху).
- Фильм трёх-серийный, продолжительность 3 ч 54 мин.
- Часть I: Побег; Часть II: Следуя за армией; Часть III: Среди своих.
- Оригинальная черно-белая и отреставрированная колоризованая версия 2001 года.
Вот что о сюжете говорят краткие аннотации сайтов-киноафиш:
1 сентября 1939 года. Польский солдат Франтишек Долас, проспав свою станцию, просыпается ночью в поезде на польско-немецкой границе. С его выстрела в немецкого офицера, которого Долас принял за диверсанта, в результате комичных совпадений, начинается не только Вторая Мировая Война, но и цепь невероятных приключений в немецком лагере для военнопленных, Австрии, Африке, Югославии и в Польше, на суше, в море и в воздухе.
Франтишек Долас - это такой польский солдат Швейк или наш Максим Перепелица со всеми вытекающими. Вроде и балбес, а на ходу генерирует гениальные решения, которые воплощает в жизнь толи сам, толи они воплощаются сами по себе с воли его раздолбайства и небрежности. Но Долас - парень фартовый, и любая оказия в итоге оказывается шансом продолжить борьбу с врагом и нанести ему максимальный урон, все время находясь в его логове.
А уж логово это на полмира - случайно в Лодзи заснул в поезде и уехал в Германию аккурат под утро 1 сентября 1939. Оттуда само собой загремел в лагерь для военнопленных. Сбежал на товарном поезде - но в не в французский Страсбург, а австрийский Штрассберг. А там - и до Балкан недалеко!
Преследуемый немецкой оккупацией, наш герой переплывет на пароходе Средиземное море и поскитается по африканской пустыне, познакомившись и перевернув с ног на голову быт и военные будни французского легиона и британских военных.
Тут вражиной временно станет "доблестная" итальянская армия, в противостоянии с которой Долас опять переместится на их же конвое в Европу.
А раз Европа - значит опять в лапы к немцам, где легко можно будет перевоплотиться... в немца и попасть на восточный фронт. Там круг и замкнется на родной и такой любимой Польше.
Как бравому канониру Доласу удается во всех эпизодах легко походить за своего и изъясняться с немцами, сербами, французами, арабами, англичанами, итальянцами - это вопрос скорее к тому, что фильм-то художественный. Но что отмечу - это идеальную отработку всех культурно-психологических национальных стереотипов. Будто над съемками работала сборная режиссерская бригада из всей Европы, а не лишь поляки.
Конечно за почти четыре часа невозможно все время обеспечить зрителю безудержное веселие, местами сюжет проседает, будто сценаристы ищут-ищут, как совершить очередной пируэт. Но поверьте, они нащупают выход из любой ситуации.
Просматривая фильм, не возникает ощущения, что создатели на чем либо сэкономили. Великолепные локации и планы, костюмы и реквизит. А киносъемки, кстати, проводились в Сочи, Сухуми, Ялте, Гурзуфе, Баку и Лодзи. Ощущение дешевизны в кадре - очень редко, а где и есть, - спасает драйв, как в эпизоде с дракой в портовом югославском трактире.
Заканчивает же формировать наслаждение от просмотра картины подбор актёров. Как ни крути, а поляки - просто великолепны, вернее полячки. Где в кадре девушка, а в отношениях с ними у канонира Доласа тоже полный порядок, - то красавица, причем не голливудская, голливудским до них далеко. Тут наш герой - считай, как Джеймс Бонд!
Так и получаем легкую комедию про страшную войну. Даже и не скажешь, что это кинопродукт соцлагеря, никакой зажатости, много драйва, поставь в титрах, что фильм американский, и продублируй по-английски - поверил бы.
Желаю вам приятного просмотра и рекомендую делать это посерийно, чтобы не было впечатления затянутости и пресыщения юмором. Если что - музыкальное оформление этой комедии также бодрит зрителя. Улыбки вам обеспечены! Смех над врагом - это лучшее его разоблачение и уничтожение, да еще и с получением положительных и добрых эмоций.
А следующая статья будет не про кино, но герою рассказа были посвящены немало художественных и документальных фильмов, и я поищу ответ, почему он был именно черного цвета.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще!