до сих пор некоторые факты об авиалайнерах не укладывается у меня в голове. к примеру, почему иллюминаторы в самолете закругленные, а не с прямыми углами, как окна в обычных домах? и почему шторки на них должны быть подняты и при взлете и посадке? и так. самое время дать ответы на эти вопросы. что ж, начнем с закругленных иллюминаторов. хотя история авиации и началась в 20-е годы прошлого века, коммерческие авиапутешествия были не очень популярны вплоть до пятидесятых. именно тогда полеты стали осуществляться на больших высотах. так авиакомпании смогли сэкономить кучу денег, потому как воздух на большой высоте более разрежённой, а значит, самолет тратит меньше топлива. единственный недостаток такого положения дел заключался в том, в что кабине нужно было поддерживать нормальное давление, иначе пассажиры не смогли бы дышать. на высоте свыше 9 километров они бы просто потеряли сознание, и пропустили все развлечения. а ведь их на борту обычно было минимум два. жонглер и один комик. ладно, последний факт несколько преувеличен. угловатые фюзеляжы прошлого не выдерживали такого давления, поэтому инженеры спроектировали судно с новой цилиндрической формой, но даже после этого самолеты продолжили оснащать иллюминаторами квадратной формы, и это было серьезной ошибкой. несколько летательных аппаратов просто разорвало на части прямо в воздухе. дело в том, что давление, сосредоточенное в углах окон, делало их невероятно уязвимыми, ведь если у каждого иллюминатора будет по 4 уязвимых точки, вероятнее всего самолета развалится на части под действием внутреннего напряжения. к счастью, изгиба на иллюминаторах позволили решить эту проблему раз и навсегда. круглая форма позволяет распределить давление и сократить вероятность трещин и других повреждений. таким образом, пассажиры получили возможность свободно дышать и любоваться видом не опасаясь за свою жизнь. звучит неплохо, но как же быть со шторками на иллюминаторах? почему они всегда должны быть открытыми во время взлета и посадки? солнечный свет бьет в глаза, а я пытаюсь заснуть. оказывается, это также делается ради нашей безопасности. когда шторки закрыты, бортпроводники не видят, что происходит снаружи, а большая часть происшествий случается во время взлета и посадки, потому важно, чтобы члены экипажа отчетливо видели происходящее за бортом, и если что-то пойдет не так, они смогут быстро отреагировать и эвакуировать всех с воздушного судна. плюс ко всему, у пассажиров есть время для того, чтобы их глаза привыкли к свету, если придется в спешке покинуть самолет, солнце их не слепит. в результате чудесного избавления от всех трудностей, людям на борту непременно захочется на радостях спеть. но почему иллюминаторы расположены так низко? почему приходится наклоняться, чтобы любоваться видом из окна? вы удивитесь, причина вновь в технике безопасности. расположив иллюминаторы на такой высоте, производители самолетов равномерно распределили нагрузку вокруг них. подумайте сами, пол салона самолета расположен далеко не внизу самого судна. если расположить иллюминаторы чуть выше, они поднимутся выше и относительно верхней части фюзеляжа. это серьезно нарушит равномерное распределение давления, о важности которого мы недавно говорили. потому иллюминаторы располагаются ближе к срединной линии фюзеляжа, несмотря на то, что таким образом они находятся сравнительно низко относительно салона самолета. всё ясно, но как быть с размером иллюминатора? почему они такие маленьки есть соображение,продолжим углубляться в технику безопасности. большие окна могут ослабить корпус самолета. он не такой крепкий, давление способно разорвать его в клочья, это очень опасно. небольшие иллюминаторы позволяют избежать этого, увеличивая прочность фюзеляжа. но есть ещё одна причина, почему окно немногим превышает размеры открытого большого рта. скажем, случилось нечто непредвиденное, и одно из окон вылетело наружу на высоте более десяти с половиной километров. любого сидящего рядом с окном сразу же засосет в пробоину, а жизни других пассажиров будет угрожать огромная опасность. сквозь зияющую дыру в корпусе выйдет весь драгоценный воздух внутри салона, и это приведет к разгерметизации. не спасут даже кислородные маски, поэтому, в случае аварийной ситуации пилоты снизят высоту самолета до минимума в 3000 метров. этого будет достаточно, чтобы пассажиры и экипаж могли нормально дышать, в том числе, и благодаря этим крохотным окнам. будь они крупнее, давление падало бы гораздо быстрее, в результате воздух стал бы непригодным для легких раньше, чем воздушное судно достигло бы безопасной высоты. тогда почему в кабине пилотов такие большие окна? в этом случае приходится думать о приоритете. пилоты должны видеть что происходит вокруг, и куда движется судно. поэтому, производители техники тратят целое состояние на окна которые, имеют идеальную форму, прочность и толщину. так что, несмотря на то, что лобовое стекло кабины имеет панорамный обзор, она способна выдержать огромные перепады давления, столкновение с птицами и другие происшествия в воздухе.