Человек, идущий по этому пути, не может не достичь в конце концов "мудрости" (штитапраджня) и испытать единение своего более глубокого существа с океаном брахмана или божественного духа: “это вечная сущность в человеке (брахмастхити); достигнув ее, все заблуждения исчезают.
Даже в последний час земной жизни человек может достичь блаженства (нирваны) брахмана и таким образом обрести покой в мире Бога.Следуя традиции Вед и Упанишад, акцент на цельности космоса особенно сохранялся в Философской школе "недуализма", или Адвайта-веданты, представленной главным образом философом-учителем Ади Шанкарой.
В своих трудах и комментариях Шанкара настаивал на абсолютном единстве брахмана, низводя статус отдельных сущностей до уровня иллюзии (что может включать в себя несколько одностороннее предпочтение тождества перед различием). По словам санскритского ученого Т. Махадеван:
Веданта стремится открыть истинную природу всех существ, составляющих мир.
В своих поисках философы Веданты стремятся преодолеть субъектно-объектное разделение и взглянуть на мир не с позиции частного сознания или объективных данных, а с позиции измерения бытия (или истины), лежащего в основе того и другого.
Ведантическая метафизика, - добавляет он, - сказала бы, что бытие есть реальный субъект во всех суждениях; это бытие, которое появляется как "горшок" или "стол".
И в конечном счете, бытие - это (истинное) Я."С точки зрения этой метафизики истина (Сатья) раскрывается, когда человек следует субъективному или объективному пути - на языке Упанишад, пути адхьятмы или адхидайвы (где адхьятма означает то, что относится к его собственному я, а адхидайва-то, что относится к космосу): “путем скоординированного исследования делается открытие, что реальность самого себя также является реальностью космоса: Атман есть Брахман. Махадеван приводит отрывок из Ишавасья-Упанишады, который гласит::
Тот, кто одинаково видит все существа даже в своем" я "и свое собственное "я" во всех существах, никогда не чувствует отвращения к ним.
Для того, кто знает мудреца, все существа действительно тождественны с самим собой. Следовательно, какое заблуждение или какое горе может постигнуть того, кто видел этот союз?В своей книге "адвайта веданта" философ и индолог Элиот Дойч решительно подчеркивает эту целостную перспективу классической индийской мысли. Как он пишет, брахман в классических текстах рассматривается как "чистое безусловное бытие“, как нечто, что ”единственно истинно существует" —хотя и не в форме существования (онтических или конечных) существ, а скорее как их (онтологическая) предпосылка.
То же самое можно сказать и об Атмане или параматмане, высшем Я, которое описывается как “чистое, недифференцированное осознание, вневременное, беспространственное и не отличающееся от брахмана." Взятый в этом смысле, Атман отличается от познания или когнитивного рассуждения. Ибо в то время как последнее направлено, первое - это " состояние бытия”; в то время как когнитивное мышление объективирует свою цель, Атман - это чистая основа, лежащая в основе всех различий субъекта и объекта. Вот почему знаменитое изречение Упанишад "ТАТ твам АСИ" (ты есть то) может утверждать совпадение или недуализм самости и брахмана. Помимо этих метафизических предпосылок, Дойч также предупреждает читателей о практическом и этическом значении Веданты, то есть об их способе направлять нас по “пути".
Учение мудрецов, - утверждает он,-это не просто пустые домыслы, но основано на реальном жизненном “опыте” (Анубхава), опыте путешествия к освобождению.
Хотя Веданта не является узко понятой моральной теорией, она имплицитно поддерживает и одобряет этический образ жизни, а именно путь, ведущий практикующих к освобождению от эгоизма и постоянно углубляющейся связи с “бытием". Дойч утверждает:
Самый основной критерий для морального суждения, рекомендуемый Адвайтой, состоит в том, что те действия, желания и мысли, которые ведут морального агента к высшему благу "самореализации", являются "благими" и что те, которые ведут к исполнению эгоистического желания . . . не плохо."
Таким образом, цель здесь действительно означает средства - при условии, что цель есть высшая добродетель, высшее благо, самоосознание” (или союз Атмана и брахмана).