Найти в Дзене

Опыт в природе. Часть 1

В 1925 году Джон Дьюи прочитал в Чикаго "лекции пола Каруса" - серию лекций, которые впоследствии были собраны в переработанном виде под названием "Опыт и природа". Опираясь на длинный ряд его предыдущих работ и исследований, эти лекции предлагают широкий обзор и обобщение “натурфилософии” Дьюи или того, что лучше было бы назвать его прагматическим и гуманистическим “натурализмом".

Я считаю, что метод эмпирического (или прагматического) натурализма, представленный в этом томе, обеспечивает путь, единственный путь . . . с помощью которого можно свободно принять точку зрения и выводы современной науки: способ, с помощью которого мы можем быть подлинно натуралистичными и в то же время сохранять заветные ценности, при условии, что они критически прояснены и подкреплены. Хотя иногда и осуждается как антиэтичный или античеловеческий, этот вид натурализма “не разрушителен” и не нигилистичен; это “скорее веер веяния", который " вдохновляет ум мужеством и жизненной силой создавать новые идеалы и ценности перед лицом трудностей нового мира.

https://www.pinterest.ru/pin/746471706973536085/
https://www.pinterest.ru/pin/746471706973536085/

Вступительная глава, посвященная философскому методу, решительно утверждает эмпирический характер теоретического знания и, следовательно, тесную связь между опытом и миром и особенно между опытом и природой. Прагматический подход, как нам говорят, поддерживает веру в опыт, когда разумно используется в качестве средства раскрытия реальностей природы.

Старательно преследуемый подход показывает, что природа и опыт не являются врагами или чуждыми; это переживание - не завеса, которая отгораживает человека от природы, а средство постоянного проникновения в самое сердце природы.

С этой точки зрения прагматизм является не столько "изучением философии” как таковой, сколько "изучением посредством философии жизненного опыта".

Существование столь же ненадежное и столь же стабильное

Основной момент здесь заключается в том, что человеческое существование не является одиночным предприятием, а встроено в контекст истории, жизни и культуры. Вообще говоря, эти контексты обычно не являются стабильными или предсказуемыми: "мир-это сцена риска; он не определен, нестабилен, сверхъестественно нестабилен. Его опасности нерегулярны, непостоянны, не следует рассчитывать на их время и Времена года.

Для того чтобы укротить или контролировать нерегулярность и достичь безопасности, люди и общества, как правило, цепляются за область постоянства, невосприимчивую к флуктуациям. Эта тенденция в изобилии проявляется в традиционной метафизике и метафизических философиях.

Одним из самых поразительных аспектов истории философской мысли, является повторяющаяся группировка единства, постоянства, полноты и рационального мышления, в то время как на другой стороне стоят полная множественность, изменение и временное, частичное, ущербное, чувство и желание.

Разделение - это, очевидно, просто срочная попытка отделить ненадежное и неустроенное от обычного и решительного, руководствуясь необходимостью обеспечения безопасности. Форма, обычно принимаемая разделением, - это раздвоение мира на" высшую, истинную область бытия и низшую, незначительное или феноменальное царство, или разделение существования на сверхъестественное и естественное.

Как и прежде, Дьюи находит это разделение действующим как в грубом сенсуализме (или материализме), так и в идеализме или “интеллектуализме". Как он пишет:

Спиритуалистический идеализм и материализм одинаково трактуют относительное и функциональное различие между устойчивой структурой и изменением как нечто фиксированное и абсолютное.

Одна доктрина находит структуру в рамках идеальных форм, другая-в материи. Они сходятся в предположении, что структура имеет некую превосходную реальность — которая является другой формой, принятой предпочтением стабильного над неустойчивым и незавершенным.

Традиционно аргумент от дизайна опирался на предопределенную траекторию или линейную телеологию, в которой “концы” подразумеваются в исходных посылках. Внимание к естественной случайности нарушает или нарушает эту линейность. В той мере, в какой цели сохраняются, они принимают в лучшем случае форму сложного исследования, сложных процессов обучения, которые могут быть схвачены, если вообще могут быть схвачены, только в повествовательных рассказах, в Историях или историях встреченных и пережитых событий.

По словам Дьюи:

Основа ценности (или цели) и стремление к ее реализации находятся в природе, потому что когда природа рассматривается как состоящая из событий, а не субстанций, она характеризуется историями, то есть непрерывностью изменений, идущих от начала к концу.

Следовательно, имеет смысл сказать, что " инициации и завершения происходят в опыте."

Продолжение следует...