Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Важнейшие концепции гитарного соло

Несколько мнений о том, как нужно сочинять и играть электрогитарное соло.

Scott Reeves, «играет на гитаре, ударных и басу с 1996».

О, это понятно! Как можно больше гаммообразных пассажей, свипов и переменного штриха, тэппинга, а главное — развить настолько высокую скорость, насколько это возможно для человека. Вы постоянно видите это на YouTube: кто-то сидит перед камерой и просто разрывает гриф в клочья под минусовку. Это по-настоящему удивительно, это действительно впечатляет! <чуть не вывихивает челюсть от зевоты> А если честно?

Знаете, чего не хватает всегда? Динамики. Пустого пространства. Нормально выдержанных нот, которым просто дали прозвучать. Как насчёт поменьше дисторшн? (а ведь вам может это понадобиться) Или использовать рукоятку громкости для плавного перехода от «чистой» и тихой вступительной части к яркой и «перегруженной» концовке?

Вы должны иметь технику. Но это всего лишь инструмент. Вы не можете просто пилить 32-е ноты в течение сорока секунд. Это бессмысленно. Используйте свои удивительные навыки, чтобы быстро пробежаться между мелодичными частями соло, но сосредоточьтесь на том, чтобы сделать эти мелодичные части «простыми», такими, которые можно напевать. Милостивый Нептун, разнообразьте свою атаку медиатором, делая некоторые изменения в громкости. Динамика!

Почему, несмотря на то, что миллионы людей могут блестяще шредить, людям по-прежнему нравятся Ангус Янг, Джими Хендрикс, Джо Перри, Карлос Сантана? Потому что они могут сыграть чувственное соло, могут пропеть свои ноты. Это незабываемо. Большинство людей не гитарные шредеры, и для них куча нот — это просто куча нот. Я слышал, что шред действительно интересен исключительно для самих шредеров, и я уверен, что это, скорее всего, правда.

Ноты, которые вы «не играете», так же важны, как и те, которые вы играете. И ещё, чем больше нот вы играете — тем меньше они значат!

David Lesak, «джаз, блюз и фьюжн гитарист»

Нужна полная индивидуальность без какого-либо внешнего влияния. Хотя невозможно полностью избежать влияния других или, по крайней мере, поглощения некоторых элементов чужого стиля, суть в том, что в настоящее время среди гитаристов существует тенденция подражать друг другу. Исключений из этого правила очень мало, но именно эти исключения и являются истинными проявлениями искусства. И это для меня ключевой компонент искусства импровизации.

Техническое совершенство уже достигло пика, но исполнители ограничены собственным воображением. Если вы сосредоточитесь только на одном музыкальном жанре, вы будете ограничены словарным запасом и техниками, которые принадлежат этому жанру — даже несмотря на то, что в настоящее время существует так много пересечений между стилями
— особенно в современной джазовой гитаре. Но если мы возьмём жанр, такой как хэви-метал или неоклассический рок, возможно, моя точка зрения станет более ясной: в обоих этих стилях есть тенденция играть довольно специфические гаммы, аккорды и арпеджио, а все техники игры являются общими для обоих стилей.

Поэтому я хочу сказать, что если вы ограничиваете себя прослушиванием одного или даже обоих этих жанров, вам будет очень сложно получить что-то действительно оригинальное.

Из-за слишком большого внимания к технике очень немногие игроки развивают «лирическую форму» музыкальности, или, другими словами, придают своим соло вокальные качества. Когда вы слушаете хорошее блюзовое соло на гитаре, именно его «вокальные» качества отличают талант от посредственности. Речь идет не столько о техническом мастерстве, сколько о способности заставить гитару «петь» и «говорить».

Например, Стив Вай мастер этого подхода, заставляющий гитару имитировать практически любое эмоциональное выражение, которое вы только можете себе представить.

Ещё один важный подход в соло — подход «вопроса и ответа», который создаёт иллюзию музыкального разговора между двумя или более различными музыкальными личностями — каждой со своим выражением и голосом. Это автоматически изменяет суть ваших фраз и не даёт вам просто бегать вверх и вниз по блюзовой гамме или пентатонике.

Аллан Холдсворт был действительно оригинальным, потому что, по его же собственным словам, никогда не хотел играть на гитаре. Его игра была попыткой подражать саксофону, используя гитару, что привело его к невероятным импровизациям с легато. Он не играл «как гитарист», и чаще всего не звучал как гитарист — независимо от того, играл ли он на гитаре или на SynthAxe. Это была комбинация легато-фразировки, вдохновленной колтрейновскими «sheets of sound», и его выбора нот, которые были совсем не гаммообразными, а вместо этого очень широко разбросанными и часто «вокальными». Что чертовски удивило меня, когда я проанализировал его соло, так это то, что даже его наиболее технически сложные соло прекрасно «обрисовывали» смены аккордов.

Таким образом, есть несколько различных концепций соло, которые можно найти в примерах выдающихся гитаристов.