Найти тему
Военный Урал

Вопреки всему

Можно ли не только выпускать в эвакуации продукцию, но и создавать принципиально новые её образцы? Да еще и вопреки позиции московского начальства?
В Челябинске доказали, что да.

- Читай.

Директор протянул Котину телеграмму из Москвы, словно это был приговор. А это и был приговор: «ВСЕ СИЛЫ БРОСИТЬ НА СКОРЕЙШЕЕ ОСВОЕНИЕ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАНКА Т-34. ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ НА ЗАВОДЕ ПРЕКРАТИТЬ»

* * *

Начиналась эта удивительная история с «начальственной хотелки».

Весной 1942 года Красная Армия задыхалась от недостатка танков. Все производящие мощности эвакуированы на восток, только расположились на новом месте, лишь начинают давать продукцию.

Рабочие легендарного Ленинградского Кировского (до революции - Путиловского) завода слушают по радио выступление Молотова 22 июня 1941 года. Позднее многие из них окажутся эвакуированы в Челябинск.
Рабочие легендарного Ленинградского Кировского (до революции - Путиловского) завода слушают по радио выступление Молотова 22 июня 1941 года. Позднее многие из них окажутся эвакуированы в Челябинск.

Причём производить нужно не одну модель танка, а две – КВ и Т-34. Это дробит силы и без того слабой производственной базы.

Отказаться от производства какой-то из моделей? Известному танковому конструктору Семёну Гинзбургу, работавшему тогда в наркомате танковой промышленности, приходит в голову другая мысль: надо быстро создать новый танк, объединяющий в себе защищённость КВ и подвижность Т-34, и производить его.

В Челябинске, куда был эвакуирован создавший КВ и производивший его серийно Ленинградский Кировский завод, это распоряжение произвело шок. Это вообще как? Защищённость – это броня, броня – это вес. А подвижность – мощность двигателя, делённая на вес машины. Короче, несовместимые требования.

Но постепенно в обсуждениях стало что-то проглядывать. Как можно уменьшить вес некой оболочки, сохраняя её толщину? Уменьшением её площади. Танк должен стать меньше. Агрегаты КВ нужно скомпоновать плотнее. И поместить их не в угловатую коробку из брони, а словно бы обтянуть броней, как обтягивает руку кожаная перчатка.

Это вполне реально сделать, собирая корпус не из прямых и гнутых листов брони, а из литых броневых деталей. На заводе как раз освоили технологию такого литья. Подобные детали можно запроектировать достаточно большими, что сокращает трудозатраты на сборку.

Заодно нужно было избавить новый танк от главной проблемы своего предшественника КВ – ненадёжной коробки передач.

Новый танк окрестили КВ-13. Никакого тайного смысла в это не вкладывали, это просто был порядковый номер очередной модификации. Но в данном случае «проклятая цифра» показала себя в полном объёме. Неисправность вылезала за неисправностью. На заводе был праздник, если экспериментальная машина без поломок преодолевала два десятка километров до испытательного полигона (теперь он скрылся под водами озера Курлады). Чтобы она еще и своим ходом вернулась обратно в цех – такого попросту не бывало.

В работу над танком с головой ушёл 58-летний конструктор Николай Цейц. В тот момент, когда происходила эвакуация, он сидел в НКВД. Весной обвинения с него были сняты, и его доставили в ряды сослуживцев в Челябинск. Но там он получил черную весть: так как его не было, семья его вывезена из Ленинграда не была, и погибла от голода минувшей зимой.

Николай Цейц
Николай Цейц

Кроме этой массы стали, у него в жизни не было никого и ничего. Стояла степная июльская жара. Цейц не спал сутками. Когда танк в очередной раз встал, он самолично полез разбираться с неполадкой. Температура внутри раскалённого солнцем и многочасовой работой движка моторного отсека была под шестьдесят градусов. Сердечный приступ стремительно убил Николая Валентиновича.

Продолжать работы было поручено Николаю Шашмурину. В концепцию нового танка он не верил. Но за работу взялся честно. Жара сменилась дождями, но заставить танк ездить никак не удавалось.

* * *

И вот теперь – еще один удар. Москва явно утратила веру в собственную идею. Бои идут в степях под Сталинградом, времени на создание нового танка больше нет. Идущей войне нужен стремительный Т-34. Значит, все силы на увеличение его выпуска!

Распоряжения о прекращении производства КВ еще не было, но конструктора ясно понимали, что дело идёт к тому. Месяца через два им скажут: «Ваш КВ устарел, у вас есть что-то на замену? Ах, нет…» Причём скоро ведь Красной Армии предстоит перейти в наступление. Она будет штурмовать укреплённые немецкие города. И вот тогда отсутствие у неё «танков прорыва» обернётся сотнями тысяч солдатских жизней, лишними месяцами войны…

Чтобы справиться с горечью, Жозеф Котин уже в десятый раз перечитывал каждую букву телеграммы, включая название типографии, где был отпечатал её бланк.

Жозеф Котин
Жозеф Котин

И вдруг по лицу пробежала усмешка. Он вернул телеграмму директору:

- Ну, тебе телеграмма – ты и выполняй.

Что он имеет в виду, директор понял не сразу. С марта 1942 года для проведения опытно-конструкторских работ в Челябинске был создан «Завод № 100», куда перевели часть инженеров с Челябинского Кировского завода и необходимую производственную базу. Естественно, в Москве об этой реформе прекрасно знали. Но теперь впопыхах об этом забыли, по привычке воспринимая комплекс по производству танков в Челябинске как единое целое. Имея в виду бросить на освоение производства Т-34 всех тамошних инженеров, телеграмму адресовали только на ЧКЗ. К заводу № 100 формально она не имела отношения.

«Заговор» руководства Танкограда сводился к тому, чтобы освоить выпуск Т-34 в требуемые сроки – но при этом продолжать работы над новым КВ-13.

Впрочем, челябинцы сильно опасались, что для тех задач, которые придётся решать танку, бронирования на уровне КВ окажется мало. От концепции Гинзбурга («броня, как у КВ, и масса, как у Т-34») они потихоньку ушли. Делали танк, который весит, как КВ, но при этом бронированный значительно лучше.

К апрелю испытания в целом были завершены, Москва дала «зелёный свет» освоению серийного производства нового танка вместо КВ. Одновременно было принято предложение коллектива ЧКЗ, озвученное еще в самом начале создания танка, в апреле 1942 года. Прошлый их танк был назван в честь «первого маршала» Климента Ворошилова. Новую, более совершенную машину они предложили назвать в честь Иосифа Сталина.

Единственный сохранившийся экземпляр танка КВ-13 установлен на постаменте на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге. Скромный пожилой мужчина перед постаментом - конструктор танка Николай Шашмурин.
Единственный сохранившийся экземпляр танка КВ-13 установлен на постаменте на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге. Скромный пожилой мужчина перед постаментом - конструктор танка Николай Шашмурин.

На эту тему есть целых две легенды. По одной, нарком танковой промышленности Зальцман поддерживал эту идею исключительно из-за своей убеждённости, что многочисленные проблемы с созданием нового танка связаны с «роковой цифрой» в его названии.

Другая легенда связана с реакцией на это предложение самого Сталина. На совещании кто-то высказал контраргумент: мол, новый танк на фронте неизбежно будут подбивать, он будет гореть, застревать где-нибудь в болоте… И что получается? «Ой, у нас «Иосиф Сталин» сгорел?»

- Солдат может погибнуть. А товарищ Сталин – такой же солдат, как любой другой, - назидательно изрёк Иосиф Виссарионович.

Но как раз в тот момент, когда в Кремле принимались все эти решения, всего в нескольких десятках километров западнее происходило то, что очень скоро заставит их отменить. В подмосковную Кубинку на полигон были доставлены несколько «Тигров», захваченных еще в январе под Ленинградом. По ним провели стрельбы изо всего более-менее подходящего для этого вооружения, имевшегося в распоряжении Красной Армии.

Результаты были плачевными, для танковых пушек – и вовсе разгромными. Новейший ИС оказался столь же бессилен против нового танка немцев, как КВ и Т-34. По той простой причине, что все эти танки были вооружены схожими орудиями калибра 76 мм. Нужно было повышать калибр. Причём повышать срочно, «еще вчера».

Предлагавшиеся варианты 85-мм орудия имели более длинную казённую часть, и вдобавок эта казённая часть дальше смещалась назад при откате от выстрела. Длиннее были и боеприпасы к такому орудию. Словом, пришлось увеличивать размеры башни.

И вот тут против нового танка сыграли его малые габариты. Переделка корпуса КВ под новую башню свелась к появлению небольшой цилиндрической надстройки на нём, на которую и устанавливалась башня.

КВ с орудием 85-мм.
КВ с орудием 85-мм.

А вот корпус ИС пришлось удлинять на 40 см. В довершение ко всему, освоение производства этих корпусов шло мучительно – гнуть более толстую броню оказалось значительно сложнее.

И Москва снова распорядилась отправить проект перспективного танка на полку (то есть в корзину), выпускать то, выпуск чего освоить быстрее. То есть КВ-85. Котин отреагировал… аналогично прошлому разу.

На сей раз в заговор посвятили и первого секретаря Челябинского обкома партии Николая Патоличева. Выезды на полигон и обратно производились ночью.

Наркомату в своих «шалостях» признались только в начале сентября, когда танк был готов. Москва согласилась на его запуск в серию, но только если… перерыв в производстве тяжёлых танков будет совсем краткосрочным. Два месяца, не больше. Между тем, требовалось, помимо прочего, полностью переоборудовать два цеха. В конце октября завод отчитался – задача выполнена. На всё ушло… 56 суток.

* * *

В июле создание ИС-85 шло полным ходом. Котин встречался по текущим вопросам с Федором Петровым, который возглавлял свердловское КБ, работавшее над пушкой для этого танка.

- Всё это ерунда, - вдруг сказал Котин, глядя на чертежи.

И объяснил в ответ на немой вопрос собеседника:

- Мы обрекаем себя на положение догоняющих. Появился «Тигр» - мы стали делать машину с 85-мм пушкой. Но, пока мы это делаем, немцы еще что-нибудь изобретут. И, пока мы опять будем "реагировать", на фронте будут гореть наши ребята… Кроме того, задача этого танка – прорывать укреплённые полосы обороны. Мы еще в 1940 году анализировали опыт штурма финской линии Маннергейма. Тогда выяснилось, что нужно было как минимум 100 мм.

Вдруг Петров улыбнулся и начал набрасывать эскиз:

- Ну, мы ведь те еще фантазеры и хулиганы. Когда мы начали продумывать, как смонтировать нашу 52-К в танковую башню, нас осенило. Можно ведь сделать универсальную конструкцию, на которую можно наложить и ствол 100-мм орудия, и даже Д-2 с калибром 122-мм.

- У неё откат-то какой! Башня огромная понадобится.

- Можно дульный тормоз сделать. Получится не больше, чем у 85-мм.

ИС, оснащённый орудием 122 мм, был готов к концу октября. Оба варианта танка прошли драматичные ходовые испытания, совершив переход по осеннему бездорожью от завода в Челябинске до Златоуста и обратно.

-7

31 октября 1943 года было принято решение о скором переходе на серийное производство танка ИС-2.

Это был танк, ради которого они полтора года работали без выходных и почти круглые сутки. Решая технические проблемы, которые условия эвакуации делали практически неразрешимыми. Рисковали служебным положением, свободой – да, в общем-то, самой жизнью.

ИС-2
ИС-2

Созданная в результате боевая машина не просто выиграла Великую Отечественную – впоследствии она еще несколько десятилетий наводила ужас на «вероятного противника». Изготовленные в годы войны в Челябинске танки находились на вооружении до 1990-х годов…