Спрашиваю вчера ребёнка: “Какой твой любимый школьный предмет?” “Музыка, потому что нам там пятерки всегда ставят”. А самый не любимый, как правило, тот, где больше всего задают. Обратите внимание, не тот, что самый трудный, а именно, где больше задают домашнее задание. И это довольно распространенное мнение среди ребят. Хотите вызвать отвращение к предмету, задавайте больше заданий на дом, претендуйте на как можно большее время ребёнка. Ненависть будет обеспечена.
Представляете, сколько предметов будет записано в нелюбимые после эксперимента с дистанционкой. У многих детей сейчас пропадает интерес к учёбе в целом. Многие списывают готовые задания (ГДЗ) с онлайн сервисов, надеясь сэкономить своё время, но нужно ещё знать, что списывать, во-первых, а во-вторых, рутинный, бесцельный труд, переписывание без участия мысли, без со-участия в познании чего-то нового утомляет намного больше, чем труд осмысленный. Это лишь ещё больше убивает интерес к предметам, к учёбе.
Кто-то может сказать, что при прочих равных условиях дети предпочтут списать, чем сделать работу самому. Да, так и есть, но так происходит либо в аварийных условиях, как сейчас, в условиях большой нагрузки, гонки за оценками, учебной программой и т.п., либо если ребёнок никогда не знал, не переживал ощущения победы, ощущения решенной самим задачи. И если первое, увы, слишком часто бывает вне власти учителя, то второе, это область исключительно ответственности педагога – дать ребёнку возможность ощутить вкус победы, вкус хорошо сделанной работы.
Ученик, с которым вчера общался, и которому так нравилась музыка, потом по ходу нашей беседы признался, что его любимый предмет всё-таки литература, а не музыка, и я знаю, что это так, потому что в этой области его оценки были заслуженными. Я бы очень удивился, если бы он взялся бы что-то списать по литературе или русскому языку. Здесь ему знаком вкус открытия нового, вкус художественного, интеллектуального труда. Ему нравится рассказывать, обсуждать, развивать мысль.
Но ещё раз повторюсь, если будет гонка, если будет очень большая нагрузка, вероятность списывания, вероятность воспользоваться каким-нибудь “хитрым” способом возрастает. Фактически, удерживая детей в таком нездоровом темпе, мы ещё и поощряем низкопродуктивный труд, труд только ради оценки, ради “галочки”.
Выходит, что чиновничий монстр, породивший этот эксперимент с дистанционкой, преследующий исключительно свои бюрократические цели, способствует развитию точно такого же отношения к труду – всё ради отчётов, бумажек, оценок.
А Вы как думаете, почему ребёнок списывает? Вы заметили, что спысываний стало больше в школе?