Найти тему
Русская жизнь

Соломон ВОЛОЖИН. Гриффитс

Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему.

Hеизвестный художник первой половины XIX в. Мужик лапти плетет, старуха нитки прядет. Холст, масло.
Hеизвестный художник первой половины XIX в. Мужик лапти плетет, старуха нитки прядет. Холст, масло.
Hеизвестный художник середины ХIХ в. Портрет мещанской девушки с цветком в руке. 1850-е.
Hеизвестный художник середины ХIХ в. Портрет мещанской девушки с цветком в руке. 1850-е.
«Это живопись, сосредоточенная на предметной, статичной фиксации окружающей среды. Это искусство, не умеющее и не желающее передавать движение жизни, взаимодействие её явлений. Всё запечатлевается в ней в отточенно завершённых формах, в устойчивом, так сказать, абсолютном виде и смысле, что препятствует анализу явлений, проникновению в сферу духовной жизни. Вещная ценность, предметно-физиономическая характеристика изображаемого предмета и персонажа действует как утверждающая сила… Надо признаться, что, написав эти строки, автор поймал себя на том, что он в несколько стилизованном виде повторяет выражения и обороты, которые в своё время использовал для описания примитивов в портретной и жанровой живописи первой половины XIX века» (В. Полевой. Гиперреализм и его критика. В кн. Советское искусствознание ʻ74. М., 1975. С. 72).

А описывает Полевой некоторые картины в стиле гиперреализма 1970-х годов на Западе.

Клоуз. Линда. 1975—1976. Акрил на холсте.
Клоуз. Линда. 1975—1976. Акрил на холсте.

Дактилоскопически достоверные портреты, пишет Полевой, создавал этот Клоуз (а смысл?).

Я же позволили себе это притянуть для картин Митча Гриффитса, экспонировавшихся (и нет) на выставке "Реализмы" в Генеральном Штабе на Дворцовой площади в 2016 году.

-4

Я не стал увеличивать последние три репродукции, чтоб не занимать место. Потому что никакой психологии в персонажах нет. Иммитируется фотографирование клиентов разнообразно одетых и в разном антураже, что смысла не несёт.

Теперь можно и остальное цитировать:

«…и обывательщина… и утверждение… [помимо других картин в стиле гиперреализма]
Вместе с тем… Есть нечто, что… объединяет произведения гиперреализма…
Прежде всего — с точки зрения современной массовой визуальной информации и применения тех средств [фотографии, кино и др.], которые были восприняты оттуда гиперреализмом. Ему свойственна общность фотодокументального языка [см. последнюю якобы фотографию, сделанную… масляными красками и кисточкой], сообщающего произведениям гиперреализма общеочевидную [Асад {и Путин?} убийца] изобразительную форму, которая образуется без какой-либо живописной интерпретации реальности, словно бы минуя инстанцию художественного творчества. В этом смысле живопись гиперреализма выглядит частью общего «документального стиля. А именно… манеру, имитирующую язык документа. Пожалуй, именно в живописи это выглядит наиболее навязчиво [полуодетость этого араба], а связанная с ним элементарно наглядная [развалины, дымы] фразеология уподобляет гиперреализм самым простейшим формам массовой информации.
Важно при этом видеть, что средства, воспринятые из фотографии, кино… в переложении на живопись теряют… документальность, движение и многоплановость, сиюминутную достоверность и т.д. То есть эти средства выступают в упрощённом, в застылом, плоском виде. Они примитивизируются…
Короче говоря, перед нами возникает своего рода неопримитив второй половины ХХ века» (Там же. С. 71-72).

А теперь уже и XXI века.

2 мая 2020 г.