Вы ведь хотите привлечь внимание модой, хотите по-настоящему стилизовать себя под зрелище с ней, чтобы все шеи повернулись - или нет? На красной ковровой дорожке может быть так, или на оперном балу, в Нью-Йорке, на гала-вечере Метрополитен.
Но, конечно, камуфляжную одежду иногда можно носить, потому что она может сделать вас невидимым, что относится не только к классической камуфляжной куртке, но и к камуфляжу, который позволяет солдатам быть как можно меньше отличающимися от их пыльного окружения. Даже в гражданском контексте, мы иногда рады не привлекать внимание своим нарядом.
Однако в цифровую эпоху, когда за каждым человеком можно наблюдать практически в любом месте, камуфлированная одежда обретает совершенно новый смысл. Для ситуации, в которой, радиосети, GPS слежение, автоматическое распознавание лиц и камеры видеонаблюдения являются частью повседневной жизни, необходима мода, которая предлагает защиту от всех этих технологий. Уже некоторое время люди говорят о стиле "стелс", который должен отвечать двум требованиям одновременно: Вы хотите хорошо выглядеть в нем, в лучшем случае даже очень круто, но вы также хотите скрыть свою личность.
Наверное, самым известным модным средством сокрытия в общественных местах является капюшон.
Курируемая британским журналистом моды Лу Стоппардом, выставка демонстрирует более 200 экспонатов, толстовку с капюшоном, родом из сектора спортивной одежды, как классику дизайна - и первобытный вариант, делающий ее неузнаваемой на публике, и даже угрожающей. Тем не менее, свитера с капюшоном вряд ли можно носить, чтобы выглядеть угрожающе, не будучи распознанными. Они больше заинтересованы в том, чтобы оставаться спокойными, быть с самим собой, чувствовать себя защищенными.
В Гонконге люди надевают на себя себя очки для дайвинга и велосипедные шлемы.
Это, безусловно, связано с влиянием американской уличной одежды, но, скорее всего, также и с тем фактом, что за последние годы понимание публикой капюшонов так сильно изменилось. В аналогичное доисторическое время публика была местом, где можно было остаться неизвестным.
Может быть, кому-то и нравилось привлекать внимание модой, но это не означало, что можно делать компьютеризированные выводы о своем имени, адресе, медицинской истории и так далее. Сегодня публичная сфера - это место, где нужно всегда предполагать, что будет захвачено собственное лицо, что будет определена его личность. Это совершенно новая ситуация для моды. Капюшоны, висящие на лбу, в конце концов, являются текстильной мерой против камер наблюдения.
Эти устройства обычно монтируются несколько приподнятыми - и тогда записываются только подбородок, рот, возможно, кончик носа. Но не биометрически такие важные глаза.
Новости и фотографии из Гонконга добавляют еще большую актуальность этому вопросу. Они демонстрируют рудиментарные усилия продемократических демонстрантов там, в китайском особом административном районе, несмотря на недавний запрет на маскировку. Они хотят защитить себя не только от слезоточивого газа, но прежде всего от умной технологии наблюдения и распознавания, применяемой полицией. Капюшоны - это только начало.
Они продолжают с респираторами, балаклавами, зеркальными очками для дайвинга, велосипедными шлемами, зонтами и аналогичными средствами гражданской защиты. Демонстранты даже завернули свои удостоверения личности в алюминиевую фольгу, чтобы скрыть свои радио-микрочипы от радиоволн, с помощью которых полиция могла считывать их личные данные.
Все это невероятно мрачно, и к такому же выводу вполне можно прийти:
Почему бы не сдаться сейчас и не пройтись по улицам голышом? Это был бы один из вариантов. Другой возможностью было бы подойти к теме со стороны дизайна еще более сложным или даже более технологичным способом.
Американский дизайнер Кейт Роуз, например, в последнее время привлекает к себе большое внимание. Со своим лейблом "Adversarial Fashion" она предлагает свитера, напечатанные на всех видах фальшивых номеров. "Шаблоны сконструированы таким образом, что на них прыгают автоматические считыватели номерных знаков". Именно так информация поступает в системы, которые государство и его подрядчики используют для мониторинга и определения местонахождения гражданских лиц", - пишет дизайнер на своем сайте. Для дальнейшего саботажа систем обнаружения, могут ли на свитерах быть напечатаны фальшивые лица, фальшивые даты рождения, фальшивые адреса? Это саботирует системы?
Фольга в капюшоне, чтобы запутать камеры ночного видения.
Вряд ли. Но самое странное в идеях Кейт Роуз, что ее лица остаются узнаваемыми, так что некоторые из ее свитеров не имеют капюшонов. Это означает, что система наблюдения, к сожалению, точно знают, кто пытался сбить ее с толку. Вдобавок ко всему, узоры свитеров, к сожалению, довольно уродливы. В Лейпциге есть дизайнер Николь Шеллер.
Она называет свою коллекцию "IP/Privacy" и посвятила ее антинаблюдению без отпечатков пальцев. Шеллер предлагает, например, пальто с капюшоном на ночь, которое должно путать ночное видение и тепловизионные камеры. Это работает так: По краю капота вшита фольга, которая отражает инфракрасный свет от тепловизионных камер, так что он не может попасть на ваше лицо. Кроме того, светодиоды в капюшоне мигают на частоте камер видеонаблюдения.
Незаметная для человеческого глаза, голова выглядит как блестящий световой шар в фокусе фотоаппарата. Отличная идея. Какая разница, что ты похож на Кенни, мальчика с огромным колокольчиком из серии "Саут Парк", которому приходится умирать снова и снова в разных эпизодах.
Также от Николь Шеллер приходит пальто, которое она недавно назвала "Marshmellow" в репортаже о MDR.
Она имеет довольно выпуклую, можно сказать агонизирующую форму и сшита из жесткого материала. Это для того, чтобы затруднить камеры наблюдения сделать выводы о телосложении владельца. Подобно лицу или отпечатку пальца, он предоставляет важные биометрические данные и, если сравнивать с базой данных, может раскрыть личность владельца.
Мерцающий колпак делает тебя похожим на владельца алюминиевой шляпы?
Где же - еще в Роттердаме на выставке "Толстовка" - некоторые предложения тоже заманчиво красивы, и кажутся почти готовыми к выходу на рынок. Например, прогулка по комнатам заканчивается капюшоном двух роттердамских дизайнеров, которые называют себя "Проект Ковр".
Ковр - стилизованное написание английского слова "обложка", означающее: защита, обертывание, камуфляж. Для своего нефиксированного антинаглядного покрытия Марша Шаген и Леон Баов используют легкую, мерцающую полиэфирно-металлическую смесь, в которую вплетаются никель и медь. Это сделано для того, чтобы превратить пальто в своего рода переносную клетку Фарадея, т.е.: радиационно-защищенную комнату, которая, благодаря металлу, не пропускает сигналы ни внутрь, ни наружу.
Затем вы можете положить свой мобильный телефон, паспорт, кредитные карты и все, что содержит чип, который может быть просканирован незамеченным радиоволнами в вашем внутреннем кармане и таким образом освободить себя из инфосферы, сосущей данные.
Пальто с огромным мерцающим серебряным капюшоном похоже на алюминиевую шляпу?
Нет, не волнуйтесь, капюшон делает хорошее дизайнерское заявление, его можно было бы с таким же успехом повесить на пальто из Стоун-Айленда, итальянского лейбла, который снова стал таким популярным на протяжении нескольких лет. Каменный остров иногда использует очень похожие, металлически мерцающие ткани. Другими словами: пальто не только работает против процедур наблюдения за цифровым настоящим, но Вы также выглядите в нем модно - благодаря умелому взаимодействию дизайна и технологий. "Отключение в стиле" - лозунг Проекта Ковра.
До сих пор дизайнеры выпускали свои дизайнерские работы только небольшими лимитированными тиражами. Но спрос, похоже, растет. Всего несколько дней назад они отпраздновали еще один заказ на Инстаграм. Откуда он взялся? Из Гонконга.