Найти в Дзене
Мистер Грин

Скрытый смысл фильма “Паразиты”. Разбор и объяснение концовки

Оглавление

“Паразиты” – это первый южнокорейский фильм, получивший “Оскар” в номинациях “Лучший фильм” и “Лучший международный фильм”, а также первый южнокорейский фильм, в принципе получивший “Оскар”. Что поднимает вопрос: почему “Паразиты” вызвали такой резонанс по всему миру? Определенно, их успех стал следствием затрагиваемой режиссером Пон Джун Хо темы растущего социально-экономического неравенства между богатыми и бедными, актуальной для большинства стран. Но незнание западным зрителем специфики южнокорейской культуры и социального устройства обуславливает вопрос, который большинство зрителей задает самим себе после просмотра “Паразитов”: “Что это, черт возьми, сейчас было?”

В фильме также используется множество символов, метафор и различных кинематографических элементов, формирующих в сознании зрителя определенный мотив. Но так как они по большей части незаметны и работают на подсознательном уровне, многие из вас могли их упустить. И цель данного разбора – восполнить ваши пробелы в восприятии.

Невидимая черта между богатыми и бедными в Южной Корее

-2

В Южной Корее классовое неравенство совершенно не такое, как на Западе. Возьмем простой пример: отношения начальника и подчиненного. На Западе подчиненный слушается указаний своего босса только во время рабочего дня, и запросто можно представить себе ситуацию, как на каком-нибудь корпоративе подчиненный сидит за одним столом со своим начальником и на равных с ним общается, или, скажем, играет с ним в футбол в нерабочее время. В Корее такие ситуации просто невозможно себе представить из-за жесткой иерархии во всех слоях общества: среди начальства и подчиненных, старшего поколения и младшего, богатых и бедных. И граница, отделяющая одних от других, никогда не пересекается. Ни о каких социальных лифтах так же речи быть не может, поэтому когда в фильме Ки-Ву, сын бедного семейства Ким, говорит о том, что попросит руки дочери богатого семейства Пак, его никто всерьез не воспринимает.

Пон Джун Хо при построении кадра проводил невидимую черту между богатыми и бедными персонажами, которую чаще всего они не пересекали. Этот визуальный прием перекликается с монологом господина Пака, в котором он рассказывает своей жене о новом водителе, Ки-Теке. В нем Пак подмечает, что Ки-Тек часто доходит до “самой грани”, которую он вот-вот пересечет, но не пересекает. “И это хорошо” – заключает Пак, чьи слова ранят подслушивающего в этот момент Ки-тека.

И способ, который семейство Ким выбирает, чтобы эту границу попытаться пересечь, это имитация.

Имитация

-4

В первоначальном варианте сценарий Пон Джун Хо назывался “Декалькомания”, что означает “двойник” или “имитатор”. И если присмотреться к персонажам в фильме, то можно заметить, что практически каждый из них делает что-либо, связанное с данными понятиями. Например, члены семейства Ким имитируют чужие профессии, юный сын Паков играет в индейцев со своим отцом, экономка Мун Гван изображает северокорейских дикторов, и даже господин Пак работает в компании, занимающейся разработкой VR-устройств, которые по сути имитируют реальную жизнь.

-5

Создатели “Паразитов” использовали различные звуковые приемы, чтобы подчеркнуть разницу между имущими и неимущими. Так, в полуподземном доме бедного семейства Ким много окружающего шума. Он проникает в интерьерные сцены так, чтобы зритель ни на минуту не забывал об их бедности. С улицы постоянно доносится шум проезжающих машин, соседей, а также звуки уличных торговцев и лай собак. А дом Паков, напротив, тихий. Мы не слышим никаких посторонних шумов: лишь издалека доносится пение птиц.

Но, в отличие от всех остальных, семейство Ким использует имитацию не для развлечения, а чтобы преодолеть эту невидимую границу между классами, что по сути нарушает общепринятый порядок вещей, а значит говорит об их наглости. Эта наглость в полной мере проявляется в сцене, где семейство Ким остается в доме Паков одни, устраивая там балаган и провозглашая себя хозяевами дома. И то, что следует дальше, весьма символично – сама природа будто бы возмущается наглостью Кимов и обрушивается на них ливнем, заставляя тех спуститься в свою нору, туда, где им и место по южнокорейским порядкам.

-6

Наиболее явный контраст между богатыми и бедными проявляется в сценах с затоплением “нижнего города”. Из дома богачей этот дождь воспринимается как моросящий, а из жилища бедняков — настоящий потоп. Это закон природы – вода течет сверху вниз. Ну а обратный поток воды из туалета ясно представляет социальный статус семейства Ким: они живут в доме ниже уровня воды.

При этом Пон Джун Хо видит зло не в людях, а в самой системе, которая делает из любого, кто яро мечтает взобраться по социальной лестнице, паразита. Поэтому и фамилии для обоих семейств были выбраны из самых распространенных в Южной Корее, чтобы подчеркнуть универсальность поднимаемой темы.

Но в фильме есть и третья семья, фамилия которой не называется, и она олицетворяет традиционализм в этой самой системе. Так, муж экономки Кын Сэ, живущий в бункере, буквально поклоняется своему “хозяину”, господину Паку, дающему мужчине крышу над головой и пропитание – это преувеличение отсылает зрителя к средневековой Корее, откуда и идут корни ее нынешнего иерархического устройства.

-7

Если безымянное семейство олицетворяет традиционализм, то Паки – полное тому противоположность. Страсть семейства ко всему иностранному: языкам и культуре – говорит об их прогрессивности, а также оправдывает их материальный достаток. Индивидуализм и образ жизни Паков близок к западному, и эта особенность оказывается ключевой в понимании причины, по которой старшим семейства Ким не удается фокус с имитацией. Как бы не натаскивали их дети, представители уже переходного поколения, Ки-Теку и его жене Чхун Сук никак не удается быть такими же самостоятельными, как Паки. В их сознании прочно сидит установка “хозяин – барин”, достаточно вспомнить тост, который поднимает Ки-Тек за семейным ужином: “Давайте все помолимся за господина Пака, будь он здоров”. Младшим семейства Ким имитация удается лучше всего: Ки-Ву замечает, что его сестра Ки Чон отлично вписывается в богатую жизнь, как и он сам, если судить по ответу его ученицы.

-8

Таким образом, господин и госпожа Ким – квинтэссенция народной растерянности в современной Южной Корее, вставшей на рельсы демократического общества и капиталистической экономики. Эта растерянность выражается в отсутствии плана, который неоднократно обсуждают Ки-Ву и Ки-Тек.

Символы

-9

План – это один из множества важнейших символов, которые Пон Джун Хо использует в своем фильме для закрепления в сознании зрителя определенных процессов. Чтобы лучше понять, как это работает, обратимся к символу камня, который появляется в фильме первым, в момент знакомства с Кимами. Наблюдая за семейством, мы понимаем, что они живут очень бедно, но Ки-Ву верит, что его семья сможет найти выход из бедности. И когда богатый друг Ки-Ву навещает семейство Ким, он приносит им подарок – камень, который, по его словам, сулит материальное богатство. Тем самым, камень – это символ надежды Ки-Ву на перелом судьбы к лучшему.

Следующий символ, который появляется в тот момент, когда уже вся семья Ким проникла в дом богачей Паков, это запах. В этот момент дистанция между ними, богатыми и бедными, сокращается настолько, что стало возможным уловить запахи друг друга. Запах символизирует нищету, от которой семейство Ким никак не может избавиться.

Эти символы не используются лишь однажды, они повторяются снова и снова, закрепляясь в сознании зрителя и создавая мотив, которому следует персонаж, с чьим именем связан данный символ.

Мотив

-10

В случае с камнем мотив прослеживается следующий: с того момента, как Ки-Ву получает камень, он начинает следовать своим стремлениям к богатству и статусу и устраивается обманным путем на работу в семью Паков – именно в этот момент мы снова видим камень. В следующий раз нам его покажут тогда, когда стремления Ки-Ву оказываются под угрозой: семья Пак почти раскрывает обман семьи Ким, чьё жилище еще и затапливает ливень. И то, как Ки-Ву держится за этот камень, когда его собственный дом заливает водой, символизирует отчаянную попытку Ки-Ву держаться за свою ускользающую цель. Мотив камня вернется вновь в сцене с расправой над экономкой и ее мужем, запертыми в подвале дома Паков. Они знают истинную личность Ки-Ву и грозят тем самым помешать его стремлениям.

Мотив запаха так же возвращается снова и снова, напоминая Ки-Теку о его месте в низшем классе и наводя на мысль, что там ему и суждено оставаться. Так мы подходим к критической точке.

Критическая точка, кровавый конец и надежда на будущее

-11

В этой критической точке все мотивы соединяются вместе, чтобы выразить одну из основных тем всей истории: люди в нищете, независимо от их мечты, часто не имеют возможности изменить свой статус и присоединиться к богатому классу.

Вначале все шло именно так, как планировал Ки-Ву, но когда план рушится, и семейство Ким оказывается без крыши над головой, Ки-Тек заключает: “Вот, почему нельзя строить планов. Если плана нет, значит он не сорвется. Даже если все пойдет наперекосяк, это не будет иметь никакого значения.” Отсутствие плана означает отсутствие каких-либо перспектив, поэтому в тот момент, когда Ки-Тек в очередной раз получает доказательство о наличии непреодолимой границы между классами (Пак зажимает нос от запаха раненого мужи экономки), он теряет самообладание и вонзает кухонный нож в господина Пака.

-12

Что касается Кын Сэ, мужа экономки, с которого и начинается кровавая расправа во дворе Паков, то он олицетворяет прячущиеся в глубинах сознания (подвал дома – метафора) миллионов корейцев традиционные устои, не позволяющие молодому поколению вырваться из оков иерархии. Именно поэтому Кын Сэ сначала нападает на Ки-Ву, а затем на его сестру – представителей молодежи. Ну а использование им при этом камня, которым он разбивает Ки-Ву голову, не что иное, как насмешка над стремлением молодого парня разбогатеть, олицетворяемое камнем.

Но, несмотря на наличие глубинных проблем в южнокорейском обществе, Пон Джун Хо все же настроен оптимистично. В финале фильма Ки-Ву пишет письмо, где выражает надежду на лучшее будущее, в котором говорит: “Сегодня я составил план, грандиозный план”. Тем самым, режиссер наделяет молодое поколение способностью к переменам, но для их осуществления нужно время.

***

Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!