Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Веселые ребята" (СССР, 1934): мнения кинокритиков и Сталина

Веселые ребята. СССР, 1934. Режиссер Григорий Александров. Сценаристы: Николай Эрдман, Владимир Масс, Григорий Александров. Актеры: Леонид Утёсов, Любовь Орлова, Мария Стрелкова, Елена Тяпкина, Фёдор Курихин, Арнольд Арнольд, Роберт Эрдман и др. 30 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Григорий Александров (1903-1983) поставил 11 полнометражных игровых фильма, шесть из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Музыкальная комедия «Веселые ребята» была первым самостоятельного поставленным полнометражным фильмом Г. Александрова.

-3

Поначалу этот фильм вызвал резкое неприятие многих представителей тогдашней советской творческой элиты. К примеру, поэт и журналист Алексей Сурков (1899–1983) на Первом Всесоюзном съезде советских писателей высказался так: У нас за последние годы и среди людей, делающих художественную политику, и среди овеществляющих эту политику в произведения, развелось довольно многочисленное племя адептов культивирования смехотворства и развлекательства во что бы то ни стало. Прискорбным продуктом этой «лимонадной» идеологии считаю, например, недавно виденную нами картину «Веселые ребята», - картину, дающую апофеоз пошлости, где во имя «рассмешить» во что бы то ни стало, во вневременный и внепространственный дворец, как в ноев ковчег, загоняется всякой твари по паре, где для увеселения «почтеннейшей публики» издевательски пародируется настоящая музыка, где для той же «благородной» цели утесовские оркестранты, «догоняя и перегоняя» героев американских боевиков, утомительно долго тузят друг друга, раздирая на себе ни в чем не повинные москвошвейские пиджаки и штаны. Создав дикую помесь пастушьей пасторали с американским боевиком, авторы, наверное, думали, что честно выполнили социальный заказ на смех. А ведь это, товарищи, издевательство над зрителем, над искусством!» (Сурков, 1934: 515). Сурков А. Выступление // Первый Всесоюзный съезд советских писателей. 1934. Стенографический отчет. М.: Гослитиздат, 1934. С. 515.

-4

Однако «Веселых ребят» посмотрели не только А. Сурков и его коллеги, но и И.В. Сталин, которых после просмотра сказал: «Хорошо. Картина эта дает возможность интересно, занимательно отдохнуть. Испытали ощущение - точно после выходного дня» (Цит. По: Записи бесед Б.З. Шумяцкого с И.В.Сталиным после кинопросмотров. 1934).

-5

В итоге советская пресса писала о «Веселых ребятах» весьма позитивно: «Джаз-комедия» не претендует ни на какие новые откровения: это комедия положений, целиком построенная на советском материале, в условиях советской действительности. Ее цель - вызвать здоровый смех. Строится она в органическом сочетании с простой и доходчивой музыкой, пронизана мелодичными жизнерадостными, легко запоминающимися песенками, которые, несомненно, подхватят зрители. … По ходу развития действия его герои попадают в комедийные положения, в него вводятся музыкальные аттракционы и эксцентрические номера. … Таким образом без всяких «выкрутасов», в понятной, веселой и легкой форме режиссер картины стремится показать, что в условиях напряженной работы, в которых ведется социалистическое строительство, живется весело и бодро. И бодрость и веселость - основные настроения, которые должна дать «Джаз-комедия». Эта картина является своеобразным «киноревю», обозрением» (Долгополов, 1934). Долгополов М. «Веселые ребята» // Смена. 1934, май.

-6

Уже в XXI века киновед Римгайла Салис писала, что этот «фильм Александрова – в значительной степени аполитичный мюзикл, идеологический заряд которого заключен лишь в стихах марша. В 1933 г. соцреалистическая парадигма еще не действовала; герой, как правило, еще не должен был добиваться одновременно целей в личной и общественной сфере. Мифология и метод фильма были заимствованы из американского кино. В «Веселых ребятах» рождается звезда (даже две), поскольку лежащее в основе фильма повествование – об успехе талантливого неудачника» (Салис, 2012: 200). Салис Р. «Нам уже не до смеха...»: Музыкальные кинокомедии Григория Александрова. М.: НЛО, 2012. 356 с.

Итак, это были мнения, высказанные о «Веселых ребятах» в 1934 году и в XXI веке.

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020