Лазо - село-райцентр (3,5 тыс. жителей) в глубине Сихотэ-Алиня. Мужики, которые нас подобрали у поворота, хоть и доканали меня разговорами о зловредных москвичах и неисчислимых бесчинствах амурско-сахалинско-приморского губернатора Олега Кожемяко, а всё же завезли нас прямо на автовокзал. Который при ближайшем рассмотрении оказался деревянным домиком администрации Лазовского района, и билеты на автобусы здесь продавала "служба одного окна". Расписания на стене так же нигде не висело, но исходя из расписания по автовокзалу в Находке, нужный нам автобус должен был приехать где-то через полтора часа. Собственно, нам и годился единственный автобус Находка-Дальнегорск, курсирующий через день, и всё же мы решили не на автовокзале его ждать, а ловить на выезде из посёлка.
Администрация-автовокзал стоит по сути во дворе строящейся у церкви. У сквера напротив в качестве ограды якорная цепь:
А за ней вот такой образец уходящей натуры, деревянный ДК середины ХХ века:
Посёлок на этом месте основали в 1907 году выходцы с Черниговщины, из той её части, которая ныне Брянская область, и назвали село посреди тайги Мономаховой Слободкой. В 1933 году Советы ещё не попрощались с коренизацией, и идеологически чуждое название заменили этническим чуждым - Вангоу, по протекающей через посёлок речке. Не знаю точно, в каких именно горах в 1919 году партизанил Сергей Лазо, молдавский дворянин и русский офицер, подавшийся в красные, но в его честь районное село переименовали уже в 1949 году, как раз когда в Китае свои красные одолевали своих белых. Как бы то ни было, в этих дебрях имя Лазо действительно уместно, ведь главным рассадником партизанского движения в Приморья были шахты соседнего Сучана, который так и зовётся теперь - Партизанск. Что интересно, крупнейший населённый пункт Лазовского района - вовсе не село-райцентр, а ПГТ Преображение, рыбный порт, к которому отсюда и спускается дорога мимо поворота на Чистоводное.
И в то же время "бренд" Лазовского района - вовсе не партизаны, и даже памятника Лазо в посёлке, кажется, нет. Зато в Лазовском районе как нигде обильно водятся тигры - занимая несколько процентов их ареала, он вмещает почти пятую часть популяции. По сути дела большая часть района - заповедные земли, и райцентр стоит аккурат между спускающимся к морю Лазовским заповедником и лежащим выше по горам пафосным национальным парком "Зов Тигра".
В селе я насчитал не менее пяти рукотворных тигров - въездной знак:
Мозаика на стене, кажется, школы:
И целая семья тигров в граффити на длинном бетонном заборе, скрывающем что-то вроде автобазы заповедника:
Граффити очаровательно:
Центр села - на главной улице, перпендикулярной шоссе. По шоссе мы и побрели к выезду, и минут за 20 до прибытия автобуса встали у пары магазинов, где по словам местных автобус может подобрать пассажиров. В Приморье, надо заметить, на большинстве дорог - разбитый асфальт, но эта глушь подобна Севеному Сахалину, где посёлки и мосты служат островками асфальта среди пыльных грунтовок. Основная дорога из Владивостока в Дальнегорск проходит севернее, через Арсеньев, а здесь ехать, помня наши эпические зависания на Сахалине и Итурупе, я поначалу вовсе не хотел. Автобус Находка-Дальнегорск казался мне единственной надеждой, и когда он не прибыл в срок, мы отнеслись к этому спокойно: в конце концов и автобус Находка-Преображение подали из-за поломки с опозданием на час, так может они в принципе на эти маршруты ставят те машины, которые не жалко?
И вот стояли мы у магазина, а рядом то и дело останавливались машины. Их водители покупали отнюдь не молочко коровы Ладушки:
-Есть чего?
-Есть, есть, 800 рублей хвост!
-Тащи парочку!
И вот в машину грузят двух метровых рыбин, в которых, опять же после Сахалина, я узнал кету.
-Как ловится?
-Плохо! Вчера попались. Улов отобрали, сети отобрали, да ещё и штраф вкатили 5000 рублей. Мы думали, там наш рыбнадзор, с этими всегда договоримся, а вместо него внезапно ОМОН из Владика приехал!
-Бывает. Ну, ладно, в другой раз повезёт!
Автобуса, меж тем, так и не было, и мы всё яснее понимали, что он сломался совсем и не приедет вовсе - как было у нас при отправлении из Находки. И мы стали ловить машину, но машины останавливались неохотно, а кто притормозил и был готов нас довезти почти до цели - к тому не влезли наши рюкзаки.
Наконец, нас подхватил районный ПАЗик, и на полдороги вперёд я увидел идущий навстречу автобус Дальнегорск-Находка. Фейл оказался ещё более эпик. чем я думал: в расписании Находкинского автовокзала просто были перепутаны дни! То есть автобус был днём раньше и днём позже, а теперь нам предстояло ехать на попутках. Мы покинули ПАЗик в селе Сокольчи у отворота к маленькому портовому посёлку Валентин, и я смирился с тем, что ночевать мы скорее всего будем где-то посреди глуши в палатке. А тем временем мою напарницу атаковали индюки:
Но в автостопе, как всегда, срабатывает настроение, и я не автостопщик как минимум потому, что не пофигист и не умею благостно смотреть на крах своих планов. Здесь наверное помогло смирение - довольно быстро нас подхватила попутка и докинула уже до следующего села Милоградово. Это было важно, так как мы перескочили границу районов, в глухих местах порой становящуюся для автостопа неодолимой преградой. Милоградово стоит на широте Сочи и в конце сентября кажется, что лету здесь не будет конца - и тем не менее это самый южный населённый пункт России, "приравненный к районам Крайнего Севера", как собственно и весь Ольгинский район. .
Здесь мы вновь поймали попутку и проехали совсем немного, километров двадцать, до безвестной развилки с чуднОй подборкой названий на пробитом дробью указателе - налево Кавалерово и Ольга, направо - Маргаритово и Моряк-Рыболов.
Под указателем валялись ещё и куски лузганного панциря креветки-ботана, которая при жизни была, кажется, размером с котёнка. Здесь мы простояли долго, часа два или три, и машины, видя странных людей посреди леса, лишь прибавляли ходу и пыли за кормой. Наконец, уже в сумерках, мы побрели искать место для палатки, и вдруг нас всё же подобрала машина с парой не злых, но хмурых мужиков. Пару раз они останавливались проверить сети, да мне строго говорили "тут не снимай!". А вот ехавшая впереди нас машина вдруг затормозила у въезда на мост, и из под моста выскочил человек с парой огромных баулов, закинул эти баулы ей в багажник и снова скрылся под мостом. Рыбаки, шишкари, охотники - уссурийская тайга оказалась полна не только природной, но и вполне человеческой жизнью.