Найти тему

Коруна к праздничному дню

Девочки в любое время и век девочки. Всегда хотят быть красивыми. И конечно в праздничный день особенно. Ведь на ярмарке будут мальчики, а значит надо выглядеть "на все сто". И девочки всегда старались. Всеми доступными способами.

На портретах неизвестного мастера старшая дочь императора Павла I и Марии Феодоровны изображена девичьем уборе коруне.

Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Холст, масло.
Государственный музей-заповедник «Павловск».
Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Павловск».
 Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». 1796 (?), 1799 (?) г.  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». 1796 (?), 1799 (?) г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Очень хочется поговорить об этой внучке Екатерины Великой, но.. давайте в другой раз.

Историки считают что слово коруна скорее всего родственник слова корона, а так же что коруны и венцы появились когда перемешались традиции головных уборов простолюдинов и великокняжеских перемешались в те времена когда монголы ещё не приходили на Русь.

Несколько образцов я увидела в Музее Москвы на выставке "Русская свадьба". Фото не особо хорошие, но представить красоту можно. Коруны делались в основном жесткими из бересты или картона, но прорезные и гибкие встречаются. Коруны всегда богато украшали золотой канителью, вышивкой речным жемчугом или белым бисером сажением по бели. Пролистав галерею выше можно увидеть одну коруну с красивой стороны и с "изнанки".

Чарка меда.  Автор Маргарита Белова. Шкатулка Федоскино.
Чарка меда. Автор Маргарита Белова. Шкатулка Федоскино.

От края венца закрывая волосы и часть лба шла богатая поднизь из мелкого бисера и перламутра на белом конском волосе. Жемчужная поднизь закрывала лоб. В Олонецкой губернии на мой взгляд самая выразительная - волнообразная «чёлка» из 5 волн жемчуга изумительной красоты.

На сетку-поднизь уходило от 3 до 20, а то и больше, золотников жемчуга (1 золотник примерно 4,26 грамма). Стоило такое украшение весьма дорого - от 75 рублей серебром и выше (в Сибири в 1718 году за рубль приобретали 180 пудов ржаного хлеба. ). Поднизи передавались как наследство от матери к дочери.

Маковский Константин Егорович. Боярышня
Маковский Константин Егорович. Боярышня

Замужние уже закрывали волосы полностью от глаз людских. А раз тут макушка открыта - то не трудно понять что такую красоту носят только девицы.

-8

На картине Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» царевна в теремчатой коруне. Каждое ответвление - терем. А косы у царевны уже две - просватанная. Да только жених у неё небесный. Но это опять другая история :) Да и у картины интересная история.

-9
Василий Суриков. Царевна. 1911 год. Эскиз к картине
Василий Суриков. Царевна. 1911 год. Эскиз к картине

Славяне сжигали своих умерших поэтому каким был славянский костюм до 10-11 века почти не известно. Вышивки золотой нитью археологи находят в некрополях сельских поселений 12 века.

Этот привычный головной убор родственник псковскому кокошнику - шишаку. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии.

-11

Но это история другого рассказа.