Девочки в любое время и век девочки. Всегда хотят быть красивыми. И конечно в праздничный день особенно. Ведь на ярмарке будут мальчики, а значит надо выглядеть "на все сто". И девочки всегда старались. Всеми доступными способами.
На портретах неизвестного мастера старшая дочь императора Павла I и Марии Феодоровны изображена девичьем уборе коруне.
Очень хочется поговорить об этой внучке Екатерины Великой, но.. давайте в другой раз.
Историки считают что слово коруна скорее всего родственник слова корона, а так же что коруны и венцы появились когда перемешались традиции головных уборов простолюдинов и великокняжеских перемешались в те времена когда монголы ещё не приходили на Русь.
Несколько образцов я увидела в Музее Москвы на выставке "Русская свадьба". Фото не особо хорошие, но представить красоту можно. Коруны делались в основном жесткими из бересты или картона, но прорезные и гибкие встречаются. Коруны всегда богато украшали золотой канителью, вышивкой речным жемчугом или белым бисером сажением по бели. Пролистав галерею выше можно увидеть одну коруну с красивой стороны и с "изнанки".
От края венца закрывая волосы и часть лба шла богатая поднизь из мелкого бисера и перламутра на белом конском волосе. Жемчужная поднизь закрывала лоб. В Олонецкой губернии на мой взгляд самая выразительная - волнообразная «чёлка» из 5 волн жемчуга изумительной красоты.
На сетку-поднизь уходило от 3 до 20, а то и больше, золотников жемчуга (1 золотник примерно 4,26 грамма). Стоило такое украшение весьма дорого - от 75 рублей серебром и выше (в Сибири в 1718 году за рубль приобретали 180 пудов ржаного хлеба. ). Поднизи передавались как наследство от матери к дочери.
Замужние уже закрывали волосы полностью от глаз людских. А раз тут макушка открыта - то не трудно понять что такую красоту носят только девицы.
На картине Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» царевна в теремчатой коруне. Каждое ответвление - терем. А косы у царевны уже две - просватанная. Да только жених у неё небесный. Но это опять другая история :) Да и у картины интересная история.
Славяне сжигали своих умерших поэтому каким был славянский костюм до 10-11 века почти не известно. Вышивки золотой нитью археологи находят в некрополях сельских поселений 12 века.
Этот привычный головной убор родственник псковскому кокошнику - шишаку. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии.
Но это история другого рассказа.