Найти тему

Что пьют армяне у себя на родине?

Как с товарищем, засидевшись допоздна в армянском павильоне московского ВДНХ, мы попали на пышное армянское застолье. Это оказались ювелиры из московских лавок, своеобразный цех армянских купцов и ремесленников на чужбине. И всё время, что сидели мы с ними, они нам подливали вина - то виноградного из Арени, то гранатового из Карабаха. Вино было потрясающе вкусным, я пил его как сок, а потом до меня вдруг дошло, что после нескольких бокалов я по-прежнему абсолютно трезвый. И хотя в целом я не то чтобы любитель выпить, всё это оставило впечатление, что если и стоит где-то начинать - то в Армении!

"На местности", увы, всё оказалось не столь радужно - кажется, эти вина армяне, да при том не бедные армяне, пьют по большим праздникам, а в быту предпочитают водку. Вернее, самогон из тутовки, и когда мне первый раз налили рюмочку, я согласился, зная, что рюмка водки на меня не окажет вообще никакого эффекта. Но опрокинув её, я закашлялся, и выхватив из рук сидевшего рядом армянина помидор (который вообще-то не люблю), откусил разом добрую половину - в том, что мне налили, было 83 градуса! В основном тутовка чуть послабее, градусов 70, и везде, где наливали, очень неплоха для самогона - по крайней мере без сивушного привкуса, коим запомнилась мне в соседней Грузии домашняя чача. Но водки я не любитель тем более, и периодически принимаемую рюмку воспринимал как неизбежное при коммуникации с местными зло. Да и хвалёная культура питья, когда упавшего мордой в салат друзья уважать перестанут, видимо только к вину и относится - напившись водки, армянский алкоголик себя ведёт себя ничем не лучше, чем его русский собутыльник.

-2

Последнюю надежду выпить хорошего армянского вина я возлагал на винный фестиваль, проходящий в первые выходные октября в 120 километрах южнее Еревана, в крупном селе Арени, пещеры близ которого примечательны остатками древнейшей известной археологам винодельни. Вдоль дороги от Еревана до Арени, в Арташате и Вайоц-Дзоре, находится эпицентр армянского виноградарства, потягаться с которым могут разве что Тавуш и Карабах. Важнейшие винзаводы Армении находятся в Арени, Иджеване и столице (больше славной коньяками), а кроме того, больше, чем заводского тут домашнего вина.

Самые местные сорта винограда - чёрный арени и белый воскеат. Помимо виноградного и гранатового, армяне делают ещё и ежевичное вино - мош. Но особенно интересный напиток - маджар: это молодое вино, в котором если и есть градус, то где-то наравне с кефиром. Однако всё не так просто: пьётся маджар как виноградный сок или лимонад-саперави, однако бродить он начинает уже внутри организма, причём чем больше его выпьешь подряд - тем интенсивнее, и в самый неподходящий момент таки вдруг даёт по шарам.

А вот какой напиток в Армении для меня точно оказался сюрпризом - это кофе. Посреди "чайных" соседей Армения внезапно оказалось кофейной страной, и гостя дорогого местные селяне зовут в дом именно "на чашку кофе". Так было издавна: именно армяне в 17-18 веках "подсадили" европейцев на кофе и держали торговлю этим товаром, и даже первое кафе открыл в Париже в 1672 году армянин Паскаль Арутюн. В нынешней Армении кофе продают как растворимый местных марок:

-4

Так и зерновой со всего мира - прямо на базарах, с крепко пахнущих рядов:

А в самых неожиданных местах попадаются платные кофемолки, которыми местные жители очень активно пользуются:

-6

И турка в любом доме важный атрибут:

Еда
992,9K интересуются