Как все мы знаем, «хорошая мысля приходит опосля», и нет ничего хуже сожалеть об уже пройденном... Но всё же, послушаем пару мнений на этот счёт.
Bart Reardon, «сессионный музыкант, звукорежиссёр, музыкальный продюсер».
Если бы я знал в то время, что буду зарабатывать на жизнь, исполняя музыку, то вместо того, чтобы кататься на машине с друзьями после школы, я бы сразу отправлялся домой и тратил бы два часа на занятия, а затем ещё час или два после ужина.
Вместо того, чтобы сосредотачиваться в основном на соло-брейках и аккордах, я бы потратил бо́льшую часть своего времени на изучение каждой партии ритм-гитары, когда-либо записанной Джоном Ленноном.
Весьма очевидное понятие дошло до меня в виде такой шутки:
— Он умеет разбирать музыку по нотам?
— Да, но недостаточно хорошо, чтобы это серьёзно повредило его игре.
Когда я начал заниматься студийной работой и увидел, что́ могут делать гитаристы с хорошими навыками чтения с листа, я был просто в восторге от преимуществ и возможностей трудоустройства.
Теория музыки: то же самое, что и знание нотной грамоты. Если бы я знал тогда, что существует такая вещь, как теория музыки, я бы схватил этого тигра за хвост и поехал бы на нём в город.
Игра с метрономом: то же, что и последние два пункта. Если бы я знал в то время, наполненное безрассудным энтузиазмом, игрой «от души» и всем подобным, что такое точная, чистая и отточенная техника, я бы тратил 15 минут каждый день на тренировку с метрономом.
Если бы я обучался всему вышеперечисленному (хотя телевизионные шоу 1970-х годов были довольно ужасными, а музыка была плохая), я бы заработал себе намного более комфортную жизнь, а моё резюме выглядело бы намного более презентабельно.
Хотя я и занимался шесть лет, получив свой Marshall, его продажа была абсолютно наиглупейшим решением по оборудованию, которое я когда-либо принимал в своей жизни. Я должен написать рэп-песню о своём Marshall, которая состоит из слов «Тупой, глупый, глупый, тупой, тупой, глупый, глупый, тупой!».
В остальном я ни о чём не жалею...
Martin Turner, «гитарист с 1979».
Некоторые люди вокруг меня действительно хотели помочь мне научиться играть на гитаре, а некоторые просто завидовали, воображали, были хамами, или кем-то ещё... Если бы мне пришлось пройти всё снова, у меня были бы два готовых вопроса для всех, кто безоговорочно критиковал меня:
- Можете ли вы мне помочь стать лучше?
- Итак, сколько раз в неделю мы можем встречаться?
Были ли их критика оправданной или нет (и означает ли сама эта фраза хоть что-нибудь), если кто-то хотел потратить своё время, чтобы помочь мне стать лучше, их стоило послушать, как бы грубо они не выражались. В ином случае, они не смогли бы помочь мне ничем, независимо от того, насколько хороши были сами.
Вокруг меня было довольно много оркестровых музыкантов, и я бы хотел, чтобы у меня было больше времени, чтобы задать им множество вопросов. Я думаю, что если бы я смог получить пятьдесят часов их времени (всех вместе), это продвинуло бы меня больше чем на год.
Я получал множество полу-предложений (или «неофициальных» предложений), или, возможно, предложений, которые были не слишком ясно сформулированы. Речь шла об участии в группах, игре концертов, получении стипендий или другой помощи...
Если бы я был сейчас там, я бы не поленился всякий раз задавать вопрос, который отделяет «просто мысли вслух» от действительно реальных предложений. Я думаю, мой вопрос был бы следующим:
- Если я скажу «да», когда мы начнём?
Я был бы менее пристрастным. Мне нравились Led Zeppelin, Simon & Garfunkel и Dire Straits, но не нравились The Jam, The Police, John Denver и The Stranglers. Это вопрос культуры. Если бы я был там, я бы с самого начала принял все виды музыки.
Я сыграл бы больше концертов. Разговоры со «скептически» настроенными промоутерами эмоционально истощают, особенно если они предлагают вам несколько «советов» в качестве оправдания того, почему не собираются иметь с вами дела (простое «нет» было бы лучше). Но, в конце концов, у вас есть только концерты, которые вы сыграли, и записи, которые были распространены. Я мог бы выступать больше.
Действительно отличные концерты были, когда я делал их для публики, а не для себя. Если начать все сначала, я бы потратил больше осознанного времени на встречи с аудиторией, ради понимания того, что их волнует и целенаправленной игры именно для них. Мы все хотим сыграть незабываемые концерты, но легко забываем, что «незабываемый» означает «оставшийся в памяти людей». Есть намного больше способов сделать концерт незабываемым, чем просто сыграть побыстрее...