Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Преступление и наказание

Я не люблю наказывать детей и делаю это крайне редко.

Каждый раз, когда требуется проявить твердость и ввести санкции за провинность, внутри меня - бунт.

Я рассуждаю так: никто не мечтает быть плохим, и любой ребенок хулиганит от того, что он - ребёнок, а не от того, что он - начинающий злодей. 

Никто на вопрос: "Кем ты хочешь стать?" не отвечает, потирая руки в предвкушении: "Подлецом!!!"

И никто не поступает плохо от того, что ему нравится поступать плохо.

Кораблик
Кораблик

Люди поступают плохо от того, что больны, плохо воспитаны или недоинформированы.

Тем более ребенок. У него явно нет плана кого-то довести, он просто исследует мир, хочет привлечь внимание, или просто не знает, к чему приведет его поступок.

Даже само слово "наказание" образовано от слова "наказ". Наказ - это поучение, наставление. 

В целом, наказание - это в идеале "смотри, как надо", а не "иди встань в угол". 

Это я сейчас исключительно о своём опыте говорю, не претендую на истину.

Однажды я вошла на кухню и увидела, как моя кошка залезла на стол, где на блюдце остался после завтрака сыр, и уплетает этот сыр. Прямо на столе!

- Нельзя! - сказала я строго и прогнала кошку.

На следующий день ситуация повторилась. Она сидела на столе и подъедала творог.

Я снова прогнала кошку со стола.

- Ты ее не наказывала? - спросил муж, которому я рассказала про ушастую шалушью. 

- Нет. Я думаю, она просто не поняла: решила , что "нельзя" - только сыр, а творог можно. Я просто плохо объяснила. В этот раз я сказала: "НЕЛЬЗЯ НА СТОЛ!!!" И топнула ногой.

- Оооо, топнула ногой? - муж изобразил мунковский "крик". - Вот это ужаааас!

Как-то раз мы собирались гулять втроем (может, год назад, не помню). Я, муж и Катя. Сын был в лагере. 

У Кати привычка - набрать с собой на улицу игрушек, устать от них через 5 минут, и отдать маме (мне) - чтоб таскала.

Перед прогулкой мы с ней договариваемся: Катя, можешь брать все, что угодно, хоть пианино, но таскать это - тебе. 

Катя соглашается, но в итоге в игре на улице ей отчаянно мешают ее плюшевые друзья, и я сама отбираю у нее то медведя, то куклу, видя, как они напрягают её.

В тот день была солнечная погода.

Катя сообщила нам с мужем, что возьмет зонт. У нее есть любимый, розовый, с ушками.

- Только носить его будешь ты, - предупредила я. 

Мы пошли гулять. Прошло 5 минут.

Кате надоел зонт.

- Пап, на зонт, - сказала Катя.

- Это твой зонт. Это ты захотела его взять с собой. Тебе и носить, - ответил папа.

- Но я не хочу!

- И я не хочу. Нести чужой зонт никто не хочет.

- Мама, на зонт, - Катя понимала, что со мной это точно сработает.

- Кать, мама тоже не хочет нести твой зонт, - вступился папа.

- Почему не хочет? - Катя окончательно расстроилась.

- Потому что маме тоже нужны свободные руки. Мама не носильщик твоих зонтов.

В итоге Катя шла по тропинке с глубоко несчастным выражением лица. 

Я заражалась от нее плохим настроением: я люблю слушать смех своих детей, а видеть их несчастные мордашки - не люблю. 

Катя шла и волокла зонт по асфальту - царапала тканевую поверхность.

- Кать, так ты сломаешь зонт. Просто неси, не царапай асфальт, - велел папа.

Катя шла по тронинке, несла зонт и... заплакала - не справилась с концентрацией горести.  

Я присела и обняла ее. Муж поцеловал в макушку. Катя обняла нас обоих за ноги, прижалась, улыбнулась и говорит:

- Люблю вас. 

Я растаяла, а Катя закончила предложение:

- Ну, кто возьмёт мой зонт?

- Катя возьмёт твой зонт, - засмеялся муж.

Катюшина манипуляция не сработала. 

Ни слезами, ни любовью.

Потом она понуро шла по парку - маленький грустный пьеро - несла зонт, а мы с мужем шли за ней и болтали.

- Что ты чувствуешь, когда наказываешь ее вот так? Вроде всё правильно, но на душе скребут кошки, - спросила я мужа.

-Ты с кошками на душе всё ещё договориться не можешь? - смеется муж. - Они у тебя лапами на стол лазают? За сыром?

- Ага.

- Я вообще никого сейчас не наказываю, Оль. Я просто держу слово. Причем твоё. Ты разрешила ей взять бесполезный зонт, предупредила: таскать тебе. Если сейчас поддаться на ее манипуляцию, то она усвоит: мамины обещания - это пшик. Пустышка. А если сделать, как обещали, Катя поймет: зонт - бесполезен. Деть его некуда, он мешает. И завтра не возьмет зонт. Где же здесь наказание? Наказать - это лишить прогулки, мультиков, сладкого... А тут - педагогика.

- Ну ты педагоооог! Вон дочь твоя, идёт, грустит...

- Она же ребенок. Сейчас расколдую... На это меньше минуты нужно. Засекай. Катя, смотри, какой кораблик! - муж увидел, как по речке крадется маленький кораблик из пенопласта. - Смотри, он запутался в веточках и его надо спасать. Пойдём?

И правда - меньше минуты.

Они полезли спасать кораблик, и выталкивали его из веточковой западни пресловутым розовым зонтом. Катя ожила, смеялась и хлопала. 

Потом домой несла зонт-спаситель в хорошем настроении. А на следующий день на прогулку не взяла игрушек. Сказала: "Я на улице найду, во что поиграть".

Теперь, если мои дети проказничают или делают что-то не правильно, я всегда препарирую ситуацию до сути: почему?

Почему сын не сделал домашку? 

Потому что не понимает ценности - играть-то интереснее. 

Это я не объяснила, почему это важно. 

Или объяснила, но он не понял. Значит, надо ещё...

Снова поговорила с сыном про окружающий мир и зачем его изучать. И что будет с теми, кто не выучил уроков.

И да, сделай домашку, сын, да, и то, что не обязательно, факультативно, тоже, да, прямо сейчас, и вместо игры. 

Это не наказание, а восстановление справедливости. Компенсация, так сказать. 

Не нужно наказания, потому что чаще всего, если поближе рассмотреть детские "преступления", окажется в девяти случаях из десяти, что они и не преступления вовсе. 

И вместо того, чтобы наказывать, нужно много объяснять, быть последовательной, держать твое слово и не поддаваться на манипуляции.

Или поддаваться и быть готовой к последствиям - всю жизнь носить за своими детьми зонты (я без осуждения это пишу, в этом, кстати, есть свой кайф).

Если мой ребенок поступает плохо, это я не смогла объяснить ему, что это - плохо. 

За что же наказывать ребенка?

Просто устраните этот пробел... И лучше собственным примером, а не тезисами.

Например, я смеялась над мужем, который, уткнувшись в планшет, как-то строго сказал сыну:

- Дася, хватит сидеть в телефоне. Весь день там. А то отберу...

- Педагог уровень бог, - тихо, чтоб сын не слышал, заметила я и кивнула на планшет.

Хочешь, чтобы сын вынырнул из инета? Вынырни сам - и увлеки ребенка.

Только так это работает.

Наши дети познают мир, а мы уже 10 лет учимся быть родителями.

И это такой удивительный путь, на котором нам так много вещей недообъяснили! И мы бредем наощупь, и сами совершаем ошибки, и поступаем порой не правильно, и заслуживаем ата-та. 

Но я точно знаю, что никто из родителей не мечтает быть плохим родителем. Наоборот. 

Я хочу быть лучшей мамой на свете для своих пупсят. И все хотят.

Мы иногда, как тот пенопластовый кораблик, плывем по течению по непредсказуемой педагогической реке, а потом попадаем в плен, потому что хитрое течение не подсказало, что там западня. 

И тычем друг в друга розовыми зонтами прозрений, выковыривая из манипуляционных тупиков и снова выбираясь на свободу. Атата! Атата!

Но все равно родительство - это самое сложное, но самое крутое приключение в моей жизни.