Я не люблю наказывать детей и делаю это крайне редко.
Каждый раз, когда требуется проявить твердость и ввести санкции за провинность, внутри меня - бунт.
Я рассуждаю так: никто не мечтает быть плохим, и любой ребенок хулиганит от того, что он - ребёнок, а не от того, что он - начинающий злодей.
Никто на вопрос: "Кем ты хочешь стать?" не отвечает, потирая руки в предвкушении: "Подлецом!!!"
И никто не поступает плохо от того, что ему нравится поступать плохо.
Люди поступают плохо от того, что больны, плохо воспитаны или недоинформированы.
Тем более ребенок. У него явно нет плана кого-то довести, он просто исследует мир, хочет привлечь внимание, или просто не знает, к чему приведет его поступок.
Даже само слово "наказание" образовано от слова "наказ". Наказ - это поучение, наставление.
В целом, наказание - это в идеале "смотри, как надо", а не "иди встань в угол".
Это я сейчас исключительно о своём опыте говорю, не претендую на истину.
Однажды я вошла на кухню и увидела, как моя кошка залезла на стол, где на блюдце остался после завтрака сыр, и уплетает этот сыр. Прямо на столе!
- Нельзя! - сказала я строго и прогнала кошку.
На следующий день ситуация повторилась. Она сидела на столе и подъедала творог.
Я снова прогнала кошку со стола.
- Ты ее не наказывала? - спросил муж, которому я рассказала про ушастую шалушью.
- Нет. Я думаю, она просто не поняла: решила , что "нельзя" - только сыр, а творог можно. Я просто плохо объяснила. В этот раз я сказала: "НЕЛЬЗЯ НА СТОЛ!!!" И топнула ногой.
- Оооо, топнула ногой? - муж изобразил мунковский "крик". - Вот это ужаааас!
Как-то раз мы собирались гулять втроем (может, год назад, не помню). Я, муж и Катя. Сын был в лагере.
У Кати привычка - набрать с собой на улицу игрушек, устать от них через 5 минут, и отдать маме (мне) - чтоб таскала.
Перед прогулкой мы с ней договариваемся: Катя, можешь брать все, что угодно, хоть пианино, но таскать это - тебе.
Катя соглашается, но в итоге в игре на улице ей отчаянно мешают ее плюшевые друзья, и я сама отбираю у нее то медведя, то куклу, видя, как они напрягают её.
В тот день была солнечная погода.
Катя сообщила нам с мужем, что возьмет зонт. У нее есть любимый, розовый, с ушками.
- Только носить его будешь ты, - предупредила я.
Мы пошли гулять. Прошло 5 минут.
Кате надоел зонт.
- Пап, на зонт, - сказала Катя.
- Это твой зонт. Это ты захотела его взять с собой. Тебе и носить, - ответил папа.
- Но я не хочу!
- И я не хочу. Нести чужой зонт никто не хочет.
- Мама, на зонт, - Катя понимала, что со мной это точно сработает.
- Кать, мама тоже не хочет нести твой зонт, - вступился папа.
- Почему не хочет? - Катя окончательно расстроилась.
- Потому что маме тоже нужны свободные руки. Мама не носильщик твоих зонтов.
В итоге Катя шла по тропинке с глубоко несчастным выражением лица.
Я заражалась от нее плохим настроением: я люблю слушать смех своих детей, а видеть их несчастные мордашки - не люблю.
Катя шла и волокла зонт по асфальту - царапала тканевую поверхность.
- Кать, так ты сломаешь зонт. Просто неси, не царапай асфальт, - велел папа.
Катя шла по тронинке, несла зонт и... заплакала - не справилась с концентрацией горести.
Я присела и обняла ее. Муж поцеловал в макушку. Катя обняла нас обоих за ноги, прижалась, улыбнулась и говорит:
- Люблю вас.
Я растаяла, а Катя закончила предложение:
- Ну, кто возьмёт мой зонт?
- Катя возьмёт твой зонт, - засмеялся муж.
Катюшина манипуляция не сработала.
Ни слезами, ни любовью.
Потом она понуро шла по парку - маленький грустный пьеро - несла зонт, а мы с мужем шли за ней и болтали.
- Что ты чувствуешь, когда наказываешь ее вот так? Вроде всё правильно, но на душе скребут кошки, - спросила я мужа.
-Ты с кошками на душе всё ещё договориться не можешь? - смеется муж. - Они у тебя лапами на стол лазают? За сыром?
- Ага.
- Я вообще никого сейчас не наказываю, Оль. Я просто держу слово. Причем твоё. Ты разрешила ей взять бесполезный зонт, предупредила: таскать тебе. Если сейчас поддаться на ее манипуляцию, то она усвоит: мамины обещания - это пшик. Пустышка. А если сделать, как обещали, Катя поймет: зонт - бесполезен. Деть его некуда, он мешает. И завтра не возьмет зонт. Где же здесь наказание? Наказать - это лишить прогулки, мультиков, сладкого... А тут - педагогика.
- Ну ты педагоооог! Вон дочь твоя, идёт, грустит...
- Она же ребенок. Сейчас расколдую... На это меньше минуты нужно. Засекай. Катя, смотри, какой кораблик! - муж увидел, как по речке крадется маленький кораблик из пенопласта. - Смотри, он запутался в веточках и его надо спасать. Пойдём?
И правда - меньше минуты.
Они полезли спасать кораблик, и выталкивали его из веточковой западни пресловутым розовым зонтом. Катя ожила, смеялась и хлопала.
Потом домой несла зонт-спаситель в хорошем настроении. А на следующий день на прогулку не взяла игрушек. Сказала: "Я на улице найду, во что поиграть".
Теперь, если мои дети проказничают или делают что-то не правильно, я всегда препарирую ситуацию до сути: почему?
Почему сын не сделал домашку?
Потому что не понимает ценности - играть-то интереснее.
Это я не объяснила, почему это важно.
Или объяснила, но он не понял. Значит, надо ещё...
Снова поговорила с сыном про окружающий мир и зачем его изучать. И что будет с теми, кто не выучил уроков.
И да, сделай домашку, сын, да, и то, что не обязательно, факультативно, тоже, да, прямо сейчас, и вместо игры.
Это не наказание, а восстановление справедливости. Компенсация, так сказать.
Не нужно наказания, потому что чаще всего, если поближе рассмотреть детские "преступления", окажется в девяти случаях из десяти, что они и не преступления вовсе.
И вместо того, чтобы наказывать, нужно много объяснять, быть последовательной, держать твое слово и не поддаваться на манипуляции.
Или поддаваться и быть готовой к последствиям - всю жизнь носить за своими детьми зонты (я без осуждения это пишу, в этом, кстати, есть свой кайф).
Если мой ребенок поступает плохо, это я не смогла объяснить ему, что это - плохо.
За что же наказывать ребенка?
Просто устраните этот пробел... И лучше собственным примером, а не тезисами.
Например, я смеялась над мужем, который, уткнувшись в планшет, как-то строго сказал сыну:
- Дася, хватит сидеть в телефоне. Весь день там. А то отберу...
- Педагог уровень бог, - тихо, чтоб сын не слышал, заметила я и кивнула на планшет.
Хочешь, чтобы сын вынырнул из инета? Вынырни сам - и увлеки ребенка.
Только так это работает.
Наши дети познают мир, а мы уже 10 лет учимся быть родителями.
И это такой удивительный путь, на котором нам так много вещей недообъяснили! И мы бредем наощупь, и сами совершаем ошибки, и поступаем порой не правильно, и заслуживаем ата-та.
Но я точно знаю, что никто из родителей не мечтает быть плохим родителем. Наоборот.
Я хочу быть лучшей мамой на свете для своих пупсят. И все хотят.
Мы иногда, как тот пенопластовый кораблик, плывем по течению по непредсказуемой педагогической реке, а потом попадаем в плен, потому что хитрое течение не подсказало, что там западня.
И тычем друг в друга розовыми зонтами прозрений, выковыривая из манипуляционных тупиков и снова выбираясь на свободу. Атата! Атата!
Но все равно родительство - это самое сложное, но самое крутое приключение в моей жизни.