Найти тему

Наша дистанционка

Наш подготовительный курс, как и студенты многих стран, неожиданно оказался на дистанционном обучении.

Первая пара у них в понедельник в 11.00.  На нее они уже не попали.
Первая пара у них в понедельник в 11.00. На нее они уже не попали.

Вуз у нас медицинский, подготовишки изучают русский язык с нуля. Ни то, ни другое в обычной жизни для ДО не подходит.

Особенно "повезло" новоприбывшим колумбийцам. Они успели нормально позаниматься только два дня. На третий к ним пришли экипированные сотрудники клиники, сделали тест на коронавирус и велели две недели сидеть в общежитии на строгом карантине. Преподаватель этой группы быстро сориентировалась: организовала конференцию в зум, там стала собирать иностранцев, изучая с ними азы русской грамматики с фонетикой.

Мне было полегче - одна группа начала изучать русский в сентябре, другая в декабре. Они уже как-то могли говорить и понимать. Но это было слабое утешение для меня, потому что первую неделю я пребывала в легком шоке. Дала своим студентам задание, которое они честно сделали, завалив меня ответами. Разгребала я эти ответы с утра до вечера. Ведь надо было не просто проверить и поставить оценку, а написать каждому комментарий - в чем студент ошибся. Потом обычно начиналась переписка в вайбере, т.к. каждый хотел реабилитироваться. Мне задавали вопросы, я как ответственный преподаватель на них письменно отвечала.

Иногда переписка начиналась поздно (для молодежи в 22 часа вечер только начинается), иногда рано (есть у меня пара жаворонков, которые в 7 утра давно на ногах). Работалось терпеливо до того дня, как стало понятно, что такой дистанционный режим всерьез и надолго. И я подумала, что с работой 24/7 до конца апреля не доживу.

В моем распоряжении была электронная система университета, в которой можно было проводить тестирование, и вайбер - средство бесперерывного общения. Но университетская ЭОС подходила только для выдачи и проверки заданий, а группы вайбера скоро переполнились сообщениями. Задания, которые давали 5 преподавателей, тонули в ворохе сообщений студентов. Поэтому некоторые преподаватели "отползли" в соцсети, а я решила включить в работу скайп. Тем более, что некоторые студенты в нем уже были зарегистрированы, остальные без труда это сделали.

В конце марта провела тестовое занятие, опробовала демонстрацию экрана, запись, чат - и объявила расписание онлайн занятий. Мы стали заниматься с каждой группой три раза в неделю.

Рабочее место на удаленке.
Рабочее место на удаленке.

Понравилось всем. Студенты смогли задавать вопросы и получать ответы. Им стало намного легче учиться. У меня же сильно сократилось время проверки работ. Во-первых, студенты стали лучше их писать (мы же отрабатывали материал онлайн), во-вторых, отпала необходимость писать подробные комментарии и индивидуально объяснять ошибки. Каждое занятие мы начинали с проверки домашнего задания и вместе разбирали ошибки и трудные места.

Изучаем новую тему. На экране дублируется страница учебника, который был выдан каждому.
Изучаем новую тему. На экране дублируется страница учебника, который был выдан каждому.

Посоветовала видеоконференции другим преподавателям, но кто-то просто не хотел брать на себя такую нагрузку (вуз же этого не требует), кто-то испугался нового. Может быть, некоторые решили, что менее трудозатратно будет выдавать раз в неделю тесты, которые еще и проверяются автоматически.

Однако иностранные студент - народ настойчивый. Многие из них считают, что раз уж они приехали и потратили деньги, то должны получить реальные знания. Они начали требовать у преподавателей объяснить то и это. И преподавателям оказалось проще час позаниматься со всеми вместе, чем переписываться с каждым в отдельности.

Пришли они к этому самостоятельно и примерно в одно время. В тот день преподаватель химии неожиданно "пересеклась" с преподавателем биологии, точнее, их онлайн занятия совпали по времени. Срочно пришлось делать общее расписание дистанционных занятий. Теперь у каждой группы в будни было по два онлайн занятия в день плюс задания в ЭОС. Встречаемся в основном в скайпе. Один преподаватель перешел на зум (эта программа дает дополнительные возможности), другой к скайп занятиям добавил вебинары (лекции). Наладили практически полноценное обучение.

-4

Не скажу, что я в восторге от ДО, что хочу так работать постоянно. Но и стоны преподавателей не понимаю. Тех, кто мучается, проверяя мегабайты студенческих работ, но не желающих делать это на онлайн занятии.

Не понимаю оправдание, что у студентов нет технической возможности. Многие мои студенты используют смартфон. И учатся. Мало у кого есть ноутбук или планшет. Если интернет плохо тянет, выключают видео. Я их слышу, но не вижу. Главное, что они видят то, что я показываю на экране, и то, что мы можем общаться.

У преподавателей, даже у самых пенсионерок, даже в нашем провинциальном вузе, есть компьютеры. Безлимитный интернет в городе стоит 350-500 рублей. Так что для дистанционного образования не так уж много препятствий.

Конечно, ДО проигрывает очному, особенно в таких сферах, как наша. Но как временный вариант в экстренных случаях вполне проходимый.

Но стонать об ужасной дистанционке стало трендом. Принято плакаться, как все плохо и как у нас все разваливается. К сожалению, большинство предпочитает жаловаться вместо того, чтоб искать пути выхода.