Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Впадина Карагие в Казахстане. Как выглядит дно?

Дорога на Актау через пустыни полуостров Мангышлак широка и современна, и на некоторых участках идёт её расширение, причём до каких-то грандиозных масштабов. Не иначе как тот самый Новый Шёлковый путь, по которому будут ехать наперегонки табуны фур с барахлом из Китая.
И вот уже в сумерках, глядя в навигатор на планшете, я понял, что мы вплотную подъезжаем ко впадине Карагие, о которой я слышал ещё на уроках географии в школе. Видя, что от обочины до края обрыва дай бог сотня метров, я уговорил притормозить и побежал на чинк смотреть, как же выглядит низшая точка постсоветского пространства:
Её обрыв даже и чинком-то не назвать - тут был берег не древнего Тетиса, а вполне современного Каспия, пока не пересох Манычский пролив остававшегося частью Мирового океана. Сейчас каспийская поверхность лежит на высоте -23 метра, и Прикаспий - крупнейшая в мире территория ниже уровня моря, и вот от этих-то берегов он когда-то и отступил.
На краю обрыва я услышал рёв, похожий на з

Дорога на Актау через пустыни полуостров Мангышлак широка и современна, и на некоторых участках идёт её расширение, причём до каких-то грандиозных масштабов. Не иначе как тот самый Новый Шёлковый путь, по которому будут ехать наперегонки табуны фур с барахлом из Китая.

И вот уже в сумерках, глядя в навигатор на планшете, я понял, что мы вплотную подъезжаем ко впадине Карагие, о которой я слышал ещё на уроках географии в школе. Видя, что от обочины до края обрыва дай бог сотня метров, я уговорил притормозить и побежал на чинк смотреть, как же выглядит низшая точка постсоветского пространства:

Её обрыв даже и чинком-то не назвать - тут был берег не древнего Тетиса, а вполне современного Каспия, пока не пересох Манычский пролив остававшегося частью Мирового океана. Сейчас каспийская поверхность лежит на высоте -23 метра, и Прикаспий - крупнейшая в мире территория ниже уровня моря, и вот от этих-то берегов он когда-то и отступил.

-3

На краю обрыва я услышал рёв, похожий на звук большого мотора. Лишь приглядевшись, я понял, что на далёкой зимовке хором ревели без самки сбившиеся в кучи верблюды:

-4

Карагие - это чуть изменённое на русский манер Каракия, что в переводе - Чёрная пасть. Но в пасти той - острые белые зубы:

-5

Каракиянским называется и огромный район, охватывающий юг Мангышлака. Да и сама впадина Карагие не маленькая - 25 километров с запада на восток, 85 с юга на север, выходя на уровень Каспия не так уж далеко от его побережья. На Мангышлаке она не единственная, есть ещё например Каунды (-57м) или Карын-Жарык (-75м), но Карагие - с большим отрывом самая глубокая (-133м). За вычетом карьеров да фактически замёрзших до дна озёр Антарктиды, это 4-5-я из самых низких точек суши - после впадины Гхор (-468м) на Ближнем Востоке, Афарской впадины (-155м) в Африке, Турфанской впадины (-154м) в Китае и наравне со впадиной Каттара в Египте. В общем, Карагие - феномен мирового масштаба, и совсем не случайно, что все эти впадины лежат в пустынях - если бы здесь было чуть больше воды, всё это были бы озёра. Собственно, озёра, солёные и порой пересыхающие, в них и так есть: Мёртвое море на дне Гхора, Ассаль на дне Афара, Айдынкёль в Турфанской впадине, ну а на дне Карагие белеет то ли озеро, то ли уже солончак Батыр, и вот какой-нибудь след, особенно глубоко вдавленный в его высохшую весной поверхность - и есть низшая точка постсоветского пространства.

Хорошо видно, как впадину пересекает дорога, выныривающая на той стороне:

-7

И так как ехать к Батыр-сору было уже явно поздно, вот оно - наше дно. Водитель переключила бортовой компьютер, чтобы он показывал высоты, и я вслух считал их убывание: вот мы на уровне моря, вот - на уровне Прикаспийской низменности, а вот уже спустились ниже американской Долины Смерти...

На самом дне, на высоте -110 метров, было решено устроить фотостоп. Справа - невзрачный смутный чинк:

Слева - плоская поверхность впадины, плавно спускающаяся к сору:

-10

Сам же бортовой компьютер с определением высот я догадался сфотографировать лишь когда мы уже начали вновь набирать высоту:

-11