Найти в Дзене
Обществознание

Чем отличается частное право от публичного

В статье "Что такое субъективное право" я обещала рассказать о частном и публичном праве. Данный вопрос не обозначен в кодификаторе как самостоятельный, однако в заданиях №№ 21-24 на ЕГЭ он встречается достаточно часто. Зачем учить этот вопрос? В 2015 году выпускникам на экзамене был дан текст из учебника "Основы права" С.С. Алексеева: К этому тексту в задании № 21 были следующие вопросы: Про особенности выполнения этого задания можно прочитать: "Зачем на ЕГЭ выполнять задания № 21-24": "Почему задание № 21 на ЕГЭ должен выполнить каждый". В целом задания под № 21 особых затруднений на ЕГЭ не вызывают. Их традиционно выполняют на максимальный балл более 80% выпускников. Но для учителя содержательная сторона подобных заданий является сигналом для детального рассмотрения этого вопроса в процессе подготовки своих учеников к экзамену. Где ещё встречается этот вопрос? Анализ заданий открытого банка ФИПИ позволяет утверждать, что этот вопрос можно встретить и в первой части. Приведу два
Оглавление

В статье "Что такое субъективное право" я обещала рассказать о частном и публичном праве. Данный вопрос не обозначен в кодификаторе как самостоятельный, однако в заданиях №№ 21-24 на ЕГЭ он встречается достаточно часто.

Зачем учить этот вопрос?

В 2015 году выпускникам на экзамене был дан текст из учебника "Основы права" С.С. Алексеева:

Рисунок 1. Типовое задание ЕГЭ (опубликовано на сайте "Решу ЕГЭ: обществознание)
Рисунок 1. Типовое задание ЕГЭ (опубликовано на сайте "Решу ЕГЭ: обществознание)

К этому тексту в задании № 21 были следующие вопросы:

Рисунок 2. Типовое задание ЕГЭ № 21 (источник: сайт "Решу ЕГЭ: обществознание)
Рисунок 2. Типовое задание ЕГЭ № 21 (источник: сайт "Решу ЕГЭ: обществознание)

Про особенности выполнения этого задания можно прочитать:

"Зачем на ЕГЭ выполнять задания № 21-24":
"Почему задание № 21 на ЕГЭ должен выполнить каждый".

В целом задания под № 21 особых затруднений на ЕГЭ не вызывают. Их традиционно выполняют на максимальный балл более 80% выпускников. Но для учителя содержательная сторона подобных заданий является сигналом для детального рассмотрения этого вопроса в процессе подготовки своих учеников к экзамену.

Где ещё встречается этот вопрос?

Анализ заданий открытого банка ФИПИ позволяет утверждать, что этот вопрос можно встретить и в первой части. Приведу два примера:

Рисунок 3. Типовое задание ЕГЭ № 2 (источник: сайт ФИПИ: открытый банк заданий)
Рисунок 3. Типовое задание ЕГЭ № 2 (источник: сайт ФИПИ: открытый банк заданий)

Задание не самое сложное, но определенные знания для его выполнения нужны. Те же знания могут проверить и иным образом:

Рисунок 4. Типовое задание ЕГЭ № 18 (источник: сайт ФИПИ: открытый банк заданий)
Рисунок 4. Типовое задание ЕГЭ № 18 (источник: сайт ФИПИ: открытый банк заданий)

Как учить и выучить?

Надеюсь, что убедила Вас в важности изучения этой темы. Для начала следует понять к какому разделу отнести этот вопрос:

Рисунок 5. Материал из методических разработок автора
Рисунок 5. Материал из методических разработок автора

Из схемы понятно, что это тема 5.1. кодификатора ("Право в системе социальных норм").

Так как мои ученики изучают право на профильном уровне, то обязательно рассказываю о том, что истоки подобного деления нужно искать в римском праве:

Рисунок 6. Материал из методических разработок автора
Рисунок 6. Материал из методических разработок автора

Из опыта работы убеждена, что самый лучший способ запоминания парных понятий, явлений или процессов – составление сравнительной таблицы:

Рисунок 7. Материал из методических разработок автора
Рисунок 7. Материал из методических разработок автора

Надеюсь, что изучив материал этой таблицы, Вы без особого труда справитесь с заданиями №№2, 18 и 21 (см. выше). Готовы к решению? Напишите свои ответы в комментариях.

Удачи на ЕГЭ! Спасибо, что дочитали.

-9