Найти тему
НУАР-NOIR

Когда сон разума порождает … сыщика

«Дом грёз» как разновидность «Острова проклятых»?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Фильму «Дом грёз» (2011) весьма и весьма не повезло по множеству причин. Во-первых, на студии случился какой-то скандал, оснований которого раскрывать не стали, но материал был отобран у съемочной бригады, а потому монтаж и выпуск фильма в прокат происходил фактически без участия, что режиссера, что актеров. Те в ответ сказали громкое «Фэ…»

Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)
Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)

Сложно сказать, что планировалось в оригинале, но получился очень близкий к нуару триллер, который заставляет взглянуть на некоторые вещи по-иному. Возможно, предполагался вообще не триллер, ведь режиссер Джим Шеридна более известен своими мелодрамами. А мелодраматические нотки в этой ленте очень сильны. Но в итоге получился мрачный триллер. И здесь ленте не повезло второй раз.

Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)
Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)

Дело в том, что буквально «накануне» (ну как накануне, за год до этого) вышел фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых» (2010), а потому сюжетная канва, которая строится на ошибочном восприятии реальности главным героем или «рассказчиком», была сочтена едва ли «точным заимствованием». Хотя различия в структуре сюжета между этими двумя лентам очень и очень серьезные.

Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)
Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)

В- третьих, на горизонте появились не в меры «умные» кинокритики, которые сразу же заявили: «Ба! История про сходящего с ума писателя?» И поспешили, не вдаваясь в детали, объяснить, что лента вторична, так как в 1980 году был гениальный фильм Стэнли Кубрика «Сияние». Вспоминайте культовую сцену, когда Джек Николсон крушит дверь. То, что в «Сиянии» трагедия была результатом безумия, а в «Доме грёз», с точностью до наоборот, безумие стало следствием трагедии, никого почему-то не интересовало.

Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)
Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)

Мы же оцениваем фильм в первую очередь по одному простому показателю – интересно ли его смотреть. В конце концов, основных нот всего лишь семь (кажется, или мы ошибаемся?), но не все ими могут пользоваться. Использовать отдельные элементы различных сюжетов для создания собственного уникального творения тоже надо уметь.

Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)
Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)

Фильм разделен как на три части. Первая - инореальность, вторая – признание реальности, третья – поиски причин. В первой части удачный литературный редактор (Дэниэл Крейг) оставляет свою работу и перебирается в глубинку, где живет вместе со своей семьей – женой и двумя маленькими дочками. Однако здание, оказывается, хранит мрачную тайну, о которой семье «забыли» рассказать, когда продавали дом. За риеэлторами такое водится и не только зарубежными (вспоминайте одну из сцен «Мертвых дочерей»)

Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)
Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)

Если в «Острове проклятых» (2010) Скорсезе почти весь фильм ведет зрителя к шокирующей развязке – мир вокруг главного героя, по сути, иллюзорен, а он (главный герой) вовсе не тот, за кого себя принимает, то в «Доме грез» подобное неприятное открытие случается почти сразу же.

 Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)
Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)

А потому вторая часть фильма, безусловно, драматическая, так как герою приходится не просто постигнуть, что окружающий его мир не совсем такой, как он себе представлял, но попытаться смириться с этим, принять это. Смириться и понять, что же на самом деле вокруг происходит.

Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)
Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)

И тут мы вступаем в третью часть, где мятежный разум главного героя ищет ответы на сложные и пугающие вопросы. То есть он становится как бы частным детективом, который во чтобы то ни стало хочет найти правду, даже если та может вновь его повергнуть в тенета безумия. А для этого надо обладать безусловным мужеством, чего нельзя сказать про того же Тедди Дениэлса (главный герой «Острова проклятых»), который отказывается принять действительность, дабы не считать себя «монстром»

Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)
Кадр из фильма "Дом грёз" (2011)

А представляете, как сложно искать ответы на криминальные вопросы, когда вы толком не помните «самого себя». И не совсем понимаете, что «реальное» в ваших воспоминаниях, про окружающую действительность даже говорить не приходится, тут границы и вовсе зыбкие…

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару