На днях я делала обзор пятерки достойных российских фильмов о Великой Отечественной войне, а сегодня поговорим о тех, авторы которых совершили подлость, сняв заведомую ложь и совершив идеологическую диверсию против собственного народа и Родины.
"СВОЛОЧИ", 2006 г.
Режиссер Александр Атанесян, сценарий Александр Атанесян, Владимир Кунин. По одноименной повести Кунина.
Фильм - ложь от начала до конца. Сюжет фильма - подготовка малолетних преступников к роли диверсантов-смертников. Авторы пытались доказать, что все это правда, потому что якобы Кунин был в таком лагере. Оказалось, вранье. Такие лагеря были, но на немецкой стороне. Это немцы готовили наших детей к подрывной работе.
Посмотрев фильм "Сволочи", неглупый зритель сразу поймет, что авторы никогда не служили в армии и вообще не имеют представления об армии, тем более Советской. Я, скорее, поверю, что автор сидел. Потому что он явно симпатизирует юным уркам, его влечет уголовная романтика. Так, в фильме про войну вы не услышите ни одной песни тех лет, зато есть несколько блатных песенок.
Находясь в учебном лагере для диверсантов, эти юные воришки и убийцы от начала до конца не меняют свое презрительное отношение к своим инструкторам и всем военным, постоянно демонстрируют им свое превосходство. А инструктора, которые суперпрофи в военном деле? А они тушуются! Уступают! Вы можете себе такое представить?
Фильм переполнен антисоветскими штампами с избытком - тут тебе и безжалостное и циничное НКВД, и непременное сидение главного взрослого героя в лагере (актер Андрей Панин) , и упоминание штрафбатов и расстрелов 37-го года, и казнь без суда и следствия (подростка!), и закапывание нечаянного трупа (он, типа, не числится ), и гибель других детей при подготовке - несть числа этой развесистой клюкве.
В лагере, который готовит диверсантов, не ведется никакой идеологической работы, никто не пытается изменить сознание подростков. Тогда скажите мне, какой резон юным преступникам, когда они окажутся без присмотра, а в руках у них будет оружие, идти и рисковать собой? Ради чего? Скорее всего, они сразу же пойдут дальше грабить и воровать, да еще обладая дополнительными умениями взламывать, взрывать, быстро скрываться, метко убивать. Авторы хотят сказать, что советское военное командование - не только жестокие циники, но и полные дебилы?
Можно было бы и дальше разбирать фильм, потому что там что ни кадр, что ни диалог - то полная "лажа" и нелепая выдумка. А в конце - толстый намек на бОльшую человечность фашистов по сравнению с советскими - немец, глядя на трупы парашютистов, с ужасом говорит "Но это же дети! ...Что же мы ВСЕ делаем!.."
Не могу понять, как можно было признать эту поделку лучшим фильмом года? Помню скандал на вручении премии "Сволочам", когда Владимир Меньшов отказался вручать приз авторам, один пойдя против всей творческой элитки, которая с удовольствием служит новым хозяевам и не видит ничего страшного в обгаживании собственной истории.
"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ" - 2 и 3 ("ПРЕДСТОЯНИЕ" И "ЦИТАДЕЛЬ"
2010-2011 годы.
Режиссер, сценарист и продюсер - Никита Михалков.
Когда была Советская власть с ее худсоветами и цензурой, Никита Сергеевич снимал шедевр за шедевром, ни разу не повторяясь в теме. Его фильмы советского периода я и сейчас пересматриваю с удовольствием. Но после падения СССР год от года его мастерство падает, а в "Предстоянии" и "Цитадели" он просто покатился по наклонной плоскости.
Я сейчас не буду разбирать эти оба длиннющих фильма по кадрам, указывая на режиссерскую беспомощность, затянутость сцен и даже прямой плагиат из "Титаника" в сценах утопления баржи с ранеными и беженцами.
Мы сейчас говорим о лживости фильма. И в первом, и во втором фильме второй части "Утомленных" какой мы видим Красную/Советскую армию? Как сборище тупиц, иногда фанатиков, а чаще мразей, трясущихся за свою шкуру. Взрывают мост вместе с беженцами, провоцируют немецких летчиков на атаку баржи с раненными, глумятся над гражданскими мужиками, которые были под оккупацией. Курсантиков с "мосинками" и штрафников гонят на танки. Санитарка не умеете бинт держать и бинтует раненого поверх телогрейки. Плачущий и орущий обгорелый танкист вызывает не сочувствие, а отвращение.
"Цитадель" еще хуже, тупее и подлее "Предстояния". Заградотряды, которые лупят в спины наступающим солдатам, толстый пьяный генерал, посылающий всех на верную смерть. Идиотские диалоги и отвратительные отталкивающие сцены типа родов под бомбежкой. Но целом - скучно до зевоты. Признаюсь, не хватило сил досмотреть эту дерьмо.
Утешает то, что оба фильма феерически провалились в прокате. На "Предстояние" погнали школьников в обязательном порядке. Набрался миллион зрителей, в деньгах - сбор в 7,5 млн долларов. При затратах в 40 млн. "Цитадель" пришло посмотреть всего 200 тыс. зрителей, сбор - 1,5 млн долларов при затратах в 45 млн долл.
"ФРАНЦ + ПОЛИНА", 2006 г.
Вот еще один "шедевр", обласканный многочисленными международными наградами - советско-белорусский фильм "Франц и Полина" ("Franz + Polina").
Самый талантливый фильм из этой подборки. И самый тонкий в своей подлости.
Автор сценария - Алесь Адамович, автор нашумевшей в свое время "Хатынской повести" и сценария одного из самых страшных фильмов про войну "Иди и смотри".
Ребенком Алесь жил на территории оккупированной Белоруссии и по официальной биографии писателя был связным партизанского отряда. Но закончил жизнь среди авторов "Письма 43-х", которые в 1993 году поддержали расстрел Ельциным Белого дома и потребовали от президента запретить "все виды коммунистических партий".
Фильм "Франц и Полина" снят по повести Адамовича - "Немой" .
В центре сюжета - любовь эсэсовца (не обычного солдата вермахта, а эсэсовца!) и белорусской девушки. Героев кино либеральная пресса умилительно называла нашими "Ромео и Джульеттой".
Вступительные идиллические кадры фильма - в реке купаются голышом мальчишки. Потом мы видим красивых атлетичных молодых мужчин, которые тоже купаются вместе с детьми. Мальчишки беззаботно падают на песок, а парни одевают форму...немецкую... и уходят по полю к деревне. И титры - "Белоруссия, 1943 год". И дальше - вот немец платит бабам за то, что полы помыли, вот офицер прибивает доску скрипящего пола, а потом и часы чинит - мужик в доме, хозяин! Красивая девушка без страха идет в сад с немцем, который ей помогает собирать яблоки и несет вместо нее корзину. А она ему порванный рукав кителя чинит. Позже мы узнаем, что ее родной брат партизанит. Это придает особую пикантность ее кокетству с оккупантом.
По домам полицаи развозят "харчи" для селян, картошку в мешках. В общем, в фильме по всему видно - нормально жилось при немцах, только что баварское не пили.
Слегка ломает идиллическую картину совет офицера ординарцу Францу трахнуть девушку поскорее, а то сам господин офицер это сделает.
Ну вот идиллия резко сменяется на реальность, в которой те, которые жили и столовались в деревне, хладнокровно расстреливают жителей и сжигают дома. А Франц в состоянии аффекта убивает своего начальника, посягнувшего на Полину.
После этого Франц и Полина весь фильм мечутся между немцами и партизанами, так как им хода нет ни к тем, ни к другим. Франца, переодетого в одежду брата Полины, все принимают за немого, так как он по русски-белорусски не понимает и не говорит. Показаны их бесконечные мытарства, убегания от карателей, партизан, немцев. Потом они прибиваются к каким-то таким же бедолагам и с ними таскаются по лесным дорогам, находясь постоянно на грани жизни смерти. Франца раскрывают, когда он, заболев тифом, бредит на немецком языке. Полина в конце фильма рожает. Судя по всему, Франца убивает мальчик из беженцев.
В чем же подлость фильма? Во многих нюансах. Да, немцы больше показаны как равнодушные или жестокие оккупанты. Но партизаны-то каковы - и мародерничают, не церемонятся с гражданскими, никаких боев не ведут. В центре этой войны "двух зол" - несчастная пара и их любовь. Поэтому в комментариях под фильмом на ютубе зрители пишут: "партизаны странные ,нет бы перебить немцев , а они ховались в лесу..", "...очень показательно показана советская сторона, по вине которой в большинстве случаев деревни и сжигались..." и т.п . Зрительницы пишут "как же немцы хороши собой...", "Франц такой сексуальный". Много комментариев о том, что "жалко всех", "грёбанная война". Т.е., зрителям забросили в душу много ядовитых зерен - тут тебе и отвратительные партизаны, и эстетически прекрасные немцы, и пацифистские настроения.
В правильных фильмах после такого кино должна быть одна мысль - умру, но свою землю, своих женщин буду защищать, не щадя жизни! После "Франца и Полины" такой мысли в голову не приходит.
Наше государство лукавит, когда говорит, что у нас нет идеологии. Есть. И она четко прослеживается в большинстве произведений разных жанров, но особенно - в кино. Это антикоммунизм и антисоветизм. Он кочует из фильма в фильм, постоянно оскорбляя не только старшее поколение, но и всех нас, наследников героев. Потому что в таких фильмах никаких героев нет, есть либо подлецы, либо их жертвы.