Найти в Дзене
Дракон старой гвардии

Факторы, которые влияют на развитие речи ребенка (и про ГВ)

Парадокс: развивают нынешних детей все лучше, а говорят они все хуже. У меня на эту тему уже была статья (про физическое здоровье, но к речи тоже относится). Сегодня пишу о том, что нужно для успешного и своевременного развития речи.

У ребенка не должен быть поврежден мозг. Не любое повреждение - тяжелое. Гипоксия бывает у многих и обычно потом компенсируется, хотя в первые годы может вызвать отставание в речи. Ну, а какая-то другая органика может привести к расстройствам, при которых речь вообще не появится ни в 3, ни в 4 (без долгих занятий со специалистом).

Ребенок должен жить в разнообразной речевой среде. Я знаю, что с младенцем не очень интересно разговаривать, он вряд ли поддержит беседу о новом фильме, но это необходимый этап. Надо читать стихи, петь песенки, во время еды рассказывать про ложечку, а в ванной про уточку. Меня лично это утомляло просто ужасно. Но молчаливая среда негативно сказывается на развитии речи. В этом смысле чем больше народу в семье, тем проще.

Ребенок должен жить в разнообразной (тактильно) среде. Многие мамы опасаются песка, луж, и предпочли бы чистого ребенка в нарядной одежде, который играет в развивающие кубики. Но дети не согласны, они почему-то любят грязь, а камни и палки им нравятся больше дорогих развивашек. Грязь им нужна для иммунитета и для развития.

Дети любят лужи и грязь
Дети любят лужи и грязь

Совсем крошкам лучше не надевать распашонки с закрытыми ручками. Любые контакты разных предметов с пальчиками, пальчиковые игры, все это помогает речи. А еще - свободное перемещение по дому. Что тоже неудобнее для мамы, чем ограничитель в виде манежика, надо же следить.

Мне кажется, проще 1 раз обезопасить дом, чем все время следить за ребенком. Убрать все опасное, и пусть ползает везде.

Ребенок должен испытывать эмоции. Если все ровно и гладко, вокруг стены и прутья кроватки, о чем ему захочется поговорить? Когда малыш садится, он должен смотреть на мир на прогулках. С ним надо играть, подбрасывая или кружа его, показывать интересные штуки, чтобы от радости захотел “высказаться”. Моя дочь начала активно лопотать после бассейна, и потом почти каждое посещение вызывало у нее желание пообщаться вербально.

Вау, какая штука! Надо поговорить об этом
Вау, какая штука! Надо поговорить об этом

Ребенок должен жевать. Блендер до 3 лет вредит, об этом часто говорят логопеды. Кусочки многие не хотят давать из-за страха, что ребенок подавится. С кусочками придется кормить не отвлекаясь ни на секунду (давятся молча, в тишине!), но жевание важно для речи. Сюда же отнесу питание с ложки, а не из бутылки (любое пюре и кашу - сразу с ложки).

Нужны кусочки, а не только пюрешки
Нужны кусочки, а не только пюрешки

Ребенок должен испытывать нужду. У меня есть подруга, пожизненная отличница, которая так прыгает перед своим ребенком, что он даже не успевает рта открыть, а ему уже дают все, что нужно. Нет потребности - нет и мотивации, зачем говорить “дай”, если мама и так стоит как солдат навытяжку? Я много раз слышала, что у ленивых мам дети развитые и самостоятельные. Только надо быть правда ленивой, а не читать, как прилежная ученица, 500-страничные инструкции, как ей стать.

Женщина с потенциалом к лени такую книгу даже не возьмет в руки, потому что лень.
Женщина с потенциалом к лени такую книгу даже не возьмет в руки, потому что лень.

А в такой обстановке вообще нет стимула говорить:

Ни на что мотивации не хватит, если все за тебя делают
Ни на что мотивации не хватит, если все за тебя делают

Это все касается малышей. Детям постарше для развития речи также нужны эмоции, поэтому их нужно водить в театр, музеи, на интересные мероприятия - чтобы было, что обсудить.

Но запрос от читателя был именно про то, что я думаю о связи ГВ/долгого ГВ и развития речи. Как думаете, в списке выше на какое место поставить ГВ?

Я думаю, ни на какое. Я не знаю, на какой % процесс ГВ влияет на речь. Подозреваю, что все выше перечисленные факторы даже по отдельности весомее, чем ГВ. Даже не буду комментировать ГВ взрослых, ходячих детей. Но в особом влиянии на речь я сомневаюсь (насколько могу оценить доступную информацию) даже если говорить о первых 6 месяцах. Вообще если бы ГВ на что-то влияло, уже было бы видно по детям. А этого никто не видит.

Спасибо за лайк! Почитать еще:

Неручной ребенок и аутизм

Не вовремя. Что делать, если сейчас пора в роддом?

Пропустили прививки, а теперь карантин. Как догнать календарь?

Мой нелюбимый совет мамам