Считается, что инвестиции в искусство - это на Sotheby’s или Christie’s. Однако художники, чьи полотна сейчас стоят миллионы долларов, не были поняты и востребованы современниками. Попробуем внимательнее присмотреться к сегодняшнему миру живописи, чтобы не пропустить художников, творчество которых значимо сегодня и будет интересно завтра. Итак, Степан Химочка.
Его живопись сложно отнести к какому-то определенному направлению – она импрессионистична по легкости звучания и реалистична по сути. По емкости образности тяготеет к символизму, а по яркой эмоциональности приближается к экспрессионизму. В то же время по поэтичности живописного строя, картины можно отнести к романтизму. Ему тесно в установленных рамках и правилах отдельных стилей, скорее можно говорить о полифонии.
Химочка - художник старшего поколения пережившего войну. Художники этого поколения или изображают ее постоянно переосмысляя, или же никогда не обращаются к этой теме. В их картинах есть только мир, огромный и необъятный. Это творческое кредо Степана Химочки. Картины Химочки просты по своей сюжетной линии: день, ночь, работа, отдых, весна и т.п. Но ведь и жизнь складывается из очень простых вещей.
Бердяев как-то сказал о себе: «я многоэтажный человек…». И картины художника Химочки такие же не однозначные, они «многослойные», наполненные той многодетальной прожитостью, что отличает работы больших мастеров. Когда пишется не просто пейзаж, интерьер или портрет, но повествуется прошлое, настоящее и даже немножко будущее. Возможно, поэтому в его произведениях видятся параллели с работами Джотто или же с кадрами фильмов Тонино Гуэрра.
В его работах ощущается величественная монументальность, делающая краткий момент обыденной жизни мозаичной частью Вселенной. Картины не спешны и обдуманны, ведь реальность не терпит суеты, а в жизни на всё свои времена и сроки. Своим неспешным ритмом, застывшим мгновением, изображения приобретают запах мистичности, приближаются к границе нашего мира видимой реальности и мира духовных сущностей – наших глубинных проекций совести и чести, взаимоотношений с Высшими Силами нашего существования. Поэтому в некоторых работах Химочки начинают проступать лики и образы Хранителей Вселенной.
Удивительно, что каждая картина художника вне зависимости от ее размера открывает огромный бескрайний мир, наполненный светом. Подобный эффект пространства достигается безупречным знанием и ощущением законов композиции, ведь если внутренний скелет выстроен, то даже миниатюра приобретает черты монументальности.
Вторым условием создания сильного впечатления можно назвать чувство цельности, отсекание всего лишнего и случайного, ведь « в многословии вы не будете услышаны…». Только внутренняя цельность личности автора и его четкое понимание - зачем и почему создается эта картина, выводит работу в расписание вневременной ценности. Это не сиюминутные переменчивые настроения, это серьезный разговор о вечных вопросах человечества
Совершенно невозможно обойти вниманием одного из главных персонажей картины – свет. Свет в картинах становится больше, чем живописный язык – он приобретает статус дирижера, ведущего солиста или же проводника в пространство картины. Свет даже не столько насыщает картину, он в своей сгущенной субстанции говорит и проявляет внутренний накал эмоций.
Художник сам говорит, что «его три года мучил Ван Гог…» и он многое воспринял в русле понимания приемов изображения света. Но наука не была перенесена буквально, она прошла через внутреннее горнило собственного художественного опыта и школы художественных традиций. Это как корни дерева – они мощны и огромны, но чаще всего мы их не видим. И в работах Химочки сходство с Ван Гогом улавливается лишь по манере вибрировать цветовыми переходами, создавать предельные по контрасту и яркости гармоничные созвучия.
Если вычленить краски из картины и просто положить их рядышком мазками – это была бы преувеличенной яркости почти запредельная эмоциональность. Но когда каждая краска занимает свое место, подчиняясь дирижеру-художнику, грамотно выводящему в своем порядке чередования – возникает симфония, и если бы мы обладали цветовым слухом, мы бы услышали музыку, льющуюся с полотен.
В то же время, в культурных традициях народов России, не присуще выставлять «на показ» свои чувства, и в этом картины Химочки отдаляются от творчества Ван Гога, больше приближаясь к другому мистику цвета – Архипу Куинджи.
Не смотря на множество сравнений и параллелей, у Степана Химочки свой ярко узнаваемый творческий почерк – его работы всегда написаны на остром драматичном моменте, пиковой точке внутреннего диалога персонажей. Это всегда переломный момент, кризис события. Однако сами картины написаны с такой простотой и естественностью жизни, что верится, что исход может быть только один – сопереживание и глубокое очищение души.
Еще больше картин Вы можете увидеть и приобрести в нашем
Арт-Салоне на Октябрьской; Калужская пл.1,кор.1 м. Октябрьская
и на сайте artozon.ru
Если Вам понравились картины, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
Пишите комментарии!