Большая ложь, придуманная коммунистами связана с тем, что искусство само по себе создает всесторонне развитую гармоничную личность. Настаиваю, на том, что это ложь, хотя сам-то я от головы до хвоста – из СССР, и реально считаю, что потеря Родины – одна из главных потерь в моей жизни.
Но дело в том, что свое творческое образование я получал еще там, и некоторые предметы, связанные с этой профессией изучал, понятно, там же. «Марксистко-ленинская эстетика» - вот катехизис любого работника культуры в СССР. Кстати, не так давно, в нашем детском лагере застал ночью вожатого за изучением культурологи, и с ужасом обнаружил, что у книжки-то только обложку сменили, внутри все те же самые мысли и положения, которые я уже в СССР считал откровенной ложью.
А вот чем откровенная ложь плоха, так это именно тем, что очень похожа на правду. То, что искусство что-то там делает с человеком – сомнению не подлежит, вроде бы. Но облагораживает ли? И при каких условиях? И любое ли искусство? Да и искусство ли, в конечном итоге?
Если верить «марксистко-ленинской эстетике», напрашивается такой образ – аптека, где тебе в случае какого-то душевного недуга могут продать таблетку в виде фильма, картины, книги, песни или спектакля. Принял – и вылечился. Блин! Если бы это работало так, все бы человеческие проблемы уже давно были бы решены раз и навсегда. А вместо правительств, наверное, заседали бы художники, решающие, куда и зачем двигать свою страну.
На самом деле мы видим несколько другую картину. Скажем, Сталин. Не знаю, настолько ли он злодей, как о том толкуют, но общественное мнение такое – злодей. И как это сочетается с тем, что в Грузии его стихи считаются классикой. Объективно Иосиф Виссарионович – большой поэт. Но как-то не облагородило же это его. Кстати, и в театре он понимал неплохо, был завсегдатаем МХАТа. Да и вообще, отлично разбирался в искусстве, каким бы оно не было. Его антипод Гитлер, тоже общепринятый злодей, изначально был художником. Профессиональным художником, прошу заметить. А это, вне зависимости от таланта, предполагает обширный курс истории любых искусств. То есть, разбирался, да еще как! И-и-и-и-и?
Ну и творцы не столь одиозные, но более признанные с позиции гениальности. По этому поводу есть замечательная песня у Тимура Шаова «И на солнце бывают пятна». История искусств пестрит именами наркоманов, насильников, алкоголиков, спидоносцев, убийц и т.д. Что-то их искусство не облагородило, несмотря на то, что «таблетки» для народа они выпускали сами в больших количествах, и неминуемо принимали в тех же самых количествах.
Так что, получается, что полная чушь в книжке про МЛ-эстетику написана? И по этой чуши и сегодняшних творцов и культурологов учат? Мы все умрем от СПИДа или сопьемся?
Хочу немного успокоить людей: я ведь уже сказал, что самая большая ложь – та, которая почти правда. Т.е. правда с пропущенной детализацией. И вот с этими деталями я и предполагаю разбираться тут.