Если вы попали в кризис, это обозначает, что вы пропустили развитие важных навыков и качеств в предкризисную эпоху.
Давайте попробую привести пример. Очень общо, конечно, но попробую. Допустим, вы специалист в рабочей профессии, токарь. Точите заготовки, и у вас более-менее получается. Вы сдали на 3 разряд кое-как с грехом пополам, и вот как токарь 3-го разряда точите эти заготовки.
Приходит время повышения разряда, а вы ничего не делали. Вы, понадеясь на авось, решили, что подумаешь, 4-й разряд, там просто чуть больше точность нужна, сделать не конические какие-то детали, а шарообразные детали; сделаю одну фигню, не тренировался, но как-нибудь кривая вывезет.
Пришли сдавать экзамен, кривая не вывезла, всё запороли, разряд не присвоили, а через неделю сообщили, что вас сокращают. У вас шок. Только что жизнь была прекрасна и удивительна, она была стабильна, вы регулярно получали свои деньги, подумаешь, не получил 4 разряд. Оказывается, за то время, пока вы точили по 3-му разряду, на предприятии произошла реорганизация и предприятие получило более сложные станки, более точные станки, которые требуют больших знаний от рабочих. И дальше при полной реорганизации вы выпадаете из состава тех людей, с которыми можно работать дальше. Вы некомпетентными оказались. Почему? Просто-напросто потому, что год между 3-м и 4-м разрядом вместо того, чтобы тренировать навыки, повышать мастерство, вы просто работали. Понятно?
Отсутствие роста привело к разрыву между требуемым социумом результатом и тем, который у вас сейчас есть. И этот разрыв неизбежно приводит к тому, что вы испытываете острое чувство разочарования, держа в руках трудовую книжку.
Всё понятно, всё прозрачно, всё очевидно. А теперь давайте посмотрим, что должен был делать этот токарь, если он хотел получить супер-результаты в своей жизни. По-хорошему, кое-как сдав на 3 разряд, он должен был почесать в затылке и сказать, что, кажется, в моей профессии есть 6 разрядов. Посмотреть табель, сколько платят каждому разряду и, крепко задумавшись, пойти к мастеру спросить, что я должен сделать, чтобы стать токарем 6-го разряда. Мастер бы сказал:
– Изучили такой станок, такой-то и такой-то. Научись работать с числовым программным управлением, повысь точность обработки деталей, выучи технологические карты, и у тебя будет всё хорошо. Через 3 месяца сдашь на 4-й разряд. Если будешь действовать таким путём, через год у тебя будет 6-й разряд.
И после этого токарь должен был начать выполнять то, что ему сказал мастер – учиться. Надо ли это ему на его 3-м уровне? Нет, зачем? Это ему нужно с прицелом на будущее, что когда-нибудь социум предложит ему гораздо больше, если у него будет мастерство. И если он поднапрягся, добрался до 6-го уровня, дальше он может до почивать на лаврах. Но если он понял основную идею коучинга, а основная идея очень простая – выбери направление развития и делай всё то, что позволит двигаться в этом направлении быстрее большинства окружающих.
Мы с вами социальные существа, мы живем не в вакууме, нас окружают люди, у нас конкуренция по всем вопросам. И даже то, что я – окей и они – окей, никоим образом не изменяет ситуации наличия конкуренции. Можно обалденно всех любить, полностью всех принимать, но если идут сокращения на заводе, то оставляют только тех специалистов, которые реально нужны, но не тех, кто жалуется на жизнь и говорит, что как же я жить-то буду, если вы меня уволите. Это уже не задачи того, кто нанимает или кто увольняет. Как вы будете жить, решать вам самим.
Но что характерно, если тот же токарь будет думать, что, вообще говоря, всё идёт к тому, что завод закроется. Что я буду делать, если я уволюсь? Есть ли у меня те навыки, которые позволят, например, оставшись в этом же городе при закрывшемся градообразующем предприятии, обеспечивать себя и свою семью достаточным количеством денег? Что я буду делать? У нас тут все токари. А кого у нас нет?
И вдруг выясняется, что у нас мало продавцов, у нас плохо поставлен ремонт бытовой техники, у нас ещё что-нибудь. И тогда токарь говорит, что, пожалуй, займусь-ка я ремонтом бытовой техники; освою, например, стиральные машины. Стиралки есть в каждом доме. Та вода, которая у нас из крана течёт, уничтожает их со скоростью 2 стиралки в год, без работы не останусь. И в вечернее время после завода идет учиться. Почему?
Да просто он подумал о возможных вариантах, он фактически провёл swot-анализ. В коучинге есть понятие «swot-анализ» – это сокращение от английских аббревиатур «сила», «слабость», «возможности», «угрозы». Рисуется квадрат – сила, слабость, возможность, угрозы – и начинаете заполнять эти 4 квадранта.
Что у вас сильное и дает возможности? Что у вас сильное и к каким угрозам это ведет? Что у вас слабое и какие дает возможности? Что у вас слабое и к каким угрозам ведут ваши слабости?
Сделать swot-анализ для себя – это вообще очень ценная штука, и делать его надо регулярно, каждый год. Потому что за год вы изменились, у вас появились новые сильные стороны и, возможно, появились новые слабые стороны. Слабой стороной, например, может быть рождение ребенка. Почему это слабая сторона? Потому что потребности выросли, выросли финансовые и временные потребности. Вам нужно время на ребёнка, остаётся меньше времени на работу или бизнес, и так далее.
Что получается в итоге? Получается вот такая вот максима – кризиса можно избежать, только если вы сначала подумали о том, в какой сфере кризис может появиться, а затем ежедневно, целенаправленно развиваете себя в том направлении, которое позволит кризису не случиться.
Это то, что вы можете делать для себя. Это не детско-родительские отношения, но и детско-родительские отношения стопроцентно тоже. Почему? Если вы научитесь ежедневно целенаправленно развивать в себе те качества, которые позволят вам избежать кризисов, то ровно ту же модель переймут ваши дети. Они перенимают то, что мы делаем, а не то, что мы рассказываем.
Дальше возникает ещё один интересный момент. Дело в том, что можно учиться ремонтировать стиральные машины, достаточно быстро можно научиться ремонтировать пылесосы, ещё что-нибудь, ещё какую-нибудь технику. Но вдруг вам пришлось уехать из этого города в тот город, где с сервисом всё в порядке, и специалистов сервиса в избытке, и, занимаясь сервисом, вы просто-напросто неэффективны.
Например, вы чинили машины в гараже и были на уровне своего района просто потрясающим мастером. А когда вы переехали в Москву, выясняется, что в Москве никто не чинит машины в гараже. Точнее, ещё кто-то чинит, но это уже такой раритет, чисто свою плюс 3-4 знакомых. Почему? Да потому, что современные машины уже не гаражный ремонт требуют. Требуется уже диагностическая станция. Запускается тестовая программа на 40 минут, она перекачивает 20-30 ГБ информация со всех датчиков, дальше компьютер выдает полную диагностику о том, что надо поправить, что надо перенастроить. Да, конечно, еще остаются жестяные детали, но они ремонтируются по принципу: снял деталь – прикрепил другую, новую.
А ещё через 10 лет машины будут просто из конструктора собираться. Никто не будет их ремонтировать. Будут части – дно, мотор, аккумулятор, системы управления, кузов. Кузов можно будет менять, из серии «в каком кузове мне сегодня поехать на работу?» Нажал кнопку, кузов разложился, взял другой, поставил на его место, сел и поехал.
Если смотреть дальше, то ещё через 10 лет вообще профессий по большей части не останется. На улице останется 90 % текущего персонала, людям негде будет работать, незачем.
Возникает вопрос – если всё идёт непонятно куда, что же надо развивать для того, чтобы не попадать в кризисы? И дальше возникает очень простой ответ – есть метаспособности, то есть те способности, которые лежат в основе любых других способностей