Найти в Дзене
Московские истории

Мясницкая: "Говорили, что Тоня была экономкой Кузнецова и знала, где он закопал ценности"

Мария Слободская жила в детстве на улице Кирова (Мясницкой) в доходном доме Ивана Кузнецова - брата "фарфорового короля" Матвея Кузнецова, чей Торговый дом (Дом фарфора) находился неподалеку. Ее рассказ - о соседке по коммуналке, благодаря которой состоялось первое знакомство с волшебными фарфоровыми фигурками.

Улица Кирова, 15, 1992 - 1993 г. Автор Игорь Костромин.
Улица Кирова, 15, 1992 - 1993 г. Автор Игорь Костромин.

В детстве я с родителями жила в доме 15, "доме со львом" на Мясницкой (тогда она называлась ул. Кирова) – до революции это был доходный дом Ивана Кузнецова, одного из братьев «фарфорового короля» Матвея Кузнецова. «Наш» Кузнецов тоже был фарфоровым фабрикантом, управляющим "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова”, владельцем нескольких таких же, как наш, доходных домов.

Мясницкая, 8/2, бывший Торговый Дом Кузнецова, позже - Дом фарфора. Источник https://mor77.livejournal.com/508362.html.
Мясницкая, 8/2, бывший Торговый Дом Кузнецова, позже - Дом фарфора. Источник https://mor77.livejournal.com/508362.html.

В квартире № 19 было 11 комнат (26 соседей). Напротив нашей комнаты в 8-9 метровом «пенале» жила маленькая востроносая и почти лысая старушка Тоня со своей совсем древней матерью. Они жили так, что их вообще не было видно, Тонин столик на нашей огромной кухне был единственным, на котором никогда ничего не стояло.

Я всего несколько раз видела, как Тоня буквально просачивалась в коридор из-за своей чуть приоткрытой двери – все это было неинтересно. Пока однажды Тоня, втаскивая в комнату таз, не распахнула на секунды дверь, и я, случившаяся тут, не увидела высокую кровать с шишечками, горой белых кружевных подушек и кружевным покрывалом, ее мать в кресле у окна, узкий столик, над которым вся стенка была в полочках с фигурками. Дверь захлопнулась, я, возбужденная, побежала к любимой тете Вале (она жила тут еще до войны). Она сказала: про Тоню говорят, что она была экономкой Кузнецова, что он где-то закопал свои ценности, и Тоня знает где, а фигурки – фарфоровые, с его завода. И что Тоня жила в этой квартире задолго до того, как она сама, тетя Валя, тут поселилась.

"Антикварная старинная статуэтка-ваза Царизм 19 век фарфор Кузнецов Гарднер или частные заводы России". Источник auction.ru.
"Антикварная старинная статуэтка-ваза Царизм 19 век фарфор Кузнецов Гарднер или частные заводы России". Источник auction.ru.

Теперь я приглядывала за Тониной дверью, но безуспешно. Через какое-то время мама обсуждала с тетей Валей, что непонятно, чем кормит Тоня свою мать, потом о том же она говорила с другой соседкой — этот вопрос ее волновал. Как-то утром она постучала в Тонину дверь, оттуда просочилась Тоня, и мама спросила про это. Тоня ответила про чай с баранками, и тогда моя мама голосом, «не допускающим возражений», сказала: если она не начнет кормить мать как следует, мама заявит на Тоню в милицию, и что Тоня должна будет маме показывать, чем она ее кормит. И теперь по утрам Тоня стучала нам в дверь, показывала маме то яйцо, то хлеб с повидлом, а однажды синюю курицу, которую держала за горло. Я же попросилась к Тоне в гости, и она, видимо, боясь мамы, впустила меня в свою комнату, и даже подвинула стул, на который я влезла, чтобы рассматривать волшебные фарфоровые фигурки.

О доме по соседству: "Чайный дом на Мясницкой: китаец не приехал, но москвичам драконы понравились".

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru