Найти тему
Издательство "Гангут"

Моондзундское сражение 1917 года

ПЛАНЫ ГЕРМАНСКОГО КОМАНДОВАНИЯ, ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ

Провал июльского наступления 1917 года, спланированного Временным правительством России, показал низкую боеспособность российской армии. На северном крыле русско-германского фронта деморализация войск привела, в частности, к падению Риги, однако Рижский залив, через который проходили прифронтовые коммуникации, и Моонзундские острова, являвшиеся, по опыту 1915 года, ключом к обороне Рижского залива, оставались под контролем русского флота. Стратегическое значение этого архипелага определялось еще и фланговым положением по отношению к Передовой минно-артиллерийской позиции и возможным его использованием в перспективе для операции против Ревеля.

Вопрос о возможных действиях по захвату Моонзундского архипелага был впервые поставлен германским главным командованием сухопутных войск в августе 1917 года, еще до взятия Риги, в устном обращении в Адмирал-штаб (начальник – адмирал Х. фон Хольцендорф). В сентябре началась подготовка десантной операции, получившей условное наименование «Альбион», причем, инициатива сухопутного командования, стремившегося, в первую очередь, укрепить левый фланг Восточного фронта, была довольно скептически воспринята командованием флота.

Прежде всего, довольно рискованной представлялась именно морская часть операции. В успехе боевых действий на суше, в случае успешной доставки десанта к пункту высадки, немцы не сомневались. Противника на море (русский флот Балтийского моря) немцы оценивали также весьма невысоко.

«Русский флот я оцениваю, насколько я могу судить о надводных силах, почти равным нулю. Нашим противником на море являются русские мины, а также русские и английские подводные лодки …», – сообщал в письме к жене один из будущих героев событий, германский контр-адмирал А. фон Хопман.

У германского морского командования, придерживавшегося идеи сбережения материальной части флота, наибольшее беспокойство вызывало отвлечение на несколько недель соединений Флота открытого моря с основного театра военных действий – из Северного моря, на второстепенный – Балтийский. Даже при пассивности британского флота, это могло осложнить действия германских подводных лодок (их выход в море обеспечивали привлекаемые к операции флотилии миноносцев и тральщиков).

Кроме того, существовал риск потерь ценных боевых единиц Флота открытого моря от подрыва на минах и атак подводных лодок. Противоминные действия крайне осложнялись в это время года неблагоприятной погодой, что могло вызвать затягивание сроков операции. Тем не менее, настойчивость сухопутного командования возымела свое действие. Вдобавок, не последнее место в планах германского командования занимала идея укрепить грозивший пошатнуться моральный дух команд Флота открытого моря.

Крейсер "Баян" на котором держал свой флаг вице-адмирал М.К. Бахирев
Крейсер "Баян" на котором держал свой флаг вице-адмирал М.К. Бахирев

Затяжная война и длительный период бездействия в заблокированных англичанами базах способствовали распространению революционного движения и снижению дисциплины. Тем более, что перед глазами был пример «революционного процесса» в армии противника, во всех его проявлениях. Заманчиво было также обратить общественное мнение, да и мнение самого кайзера в пользу флота. Правда, нашлись скептики, которые и в этой идее видели неоправданный риск. Потеря не в открытом бою, а на русских минах или от действий подводных лодок нескольких кораблей могла привести к противоположному результату.

Намного большей проблемой, чем принятие решения о необходимости операции, для германского морского командования оказался вопрос об управлении назначенными для участия в операции силами. Ситуация складывалась таким образом, что операция, планируемая прежде всего в интересах сухопутных войск, проводилась, в основном, силами Флота открытого моря (командующий – адмирал Р. фон Шеер) на театре «подведомственном» командующему силами Балтийского моря гросс-адмиралу принцу Генриху Прусскому.

12 сентября 1917 года командующий Флотом открытого моря представил в Адмирал-штаб проект решения, по которому выделяемые для операции соединения флота должны находиться под его командованием с особым штабом при общем руководстве со стороны командующего силами Балтийского моря. На следующий день принц Генрих, являвшийся одним из главных противников проведения операции, высказал мнение, что в случае, если операция будет все-таки проведена, командовать ею должен он, причем, из Либавы, а командующему Флотом открытого моря следует находиться в полном его подчинении.

В Адмирал-штабе идею руководства операцией с суши сочли совершенно невозможной. В итоге, главнокомандующим на Востоке генерал-фельдмаршалом принцем Леопольдом Баварским (по другой версии – начальником Адмирал-штаба адмиралом Х. фон Хольцендорфом и начальником Морского кабинета кайзера адмиралом Г. фон Мюллером) было найдено решение, согласно которому и командование Флотом открытого моря, и командование морскими силами на Балтике, и сам главнокомандующий на Востоке были исключены из непосредственного руководства операцией, которое было поручено командующему 8-й армией генералу Оскару фон Гутье, а на море командующему Соединением Особого назначения вице-адмиралу Эрхарту Шмидту. Принц Генрих до последнего отстаивал свое мнение в отношении возможности операции и организации руководства ею, обратившись уже непосредственно к кайзеру, однако поддержки в его лице не встретил.

Одно из 305-мм орудий береговой батареи №43 на мысе Церель
Одно из 305-мм орудий береговой батареи №43 на мысе Церель

Операцию планировалось провести в начале октября, что считалось последним благоприятным моментом в текущем году и по погодным условиям, и по состоянию не завершенных постройкой русских укреплений.

Цель и задачи операции в приказе командующего 8-й армией от 24 сентября 1917 года, в этой части почти дословно цитировавшем соответствующий приказ, подписанный 18 сентября начальником Генерального штаба сухопутных войск генерал-фельдмаршалом П. фон Гинденбургом и начальником Адмирал-штаба адмиралом Х. фон Хольцендорфом, и завизированный кайзером, формулировались так: «Для господства в Рижском заливе и обеспечения фланга восточного фронта занять совместным ударом сухопутных и морских сил острова Эзель и Моон, и закрыть Большой Зунд для плавания военно-морских сил противника». Обращаем внимание читателя, что и в приказе, и в ранее написанном ответном письме кайзера к принцу Генриху, цели операции ограничиваются Рижским заливом и Моонзундским архипелагом. Вопреки тезисам ряда советских историков, ни о каком наступлении на Петроград, даже в перспективе, речи здесь не идет.

В состав десантного корпуса под командованием генерала Г. фон Катена вошли 42-я пехотная дивизия и приданные ей части и подразделения, в том числе 2-я пехотная велосипедная (в русской терминологии того времени – самокатная) бригада и пять тяжелых полевых батарей. Общая численность корпуса составила 24.600 человек при 40 орудиях, 80 минометах и 220 пулеметах. Все части незадолго до начала подготовки операции были сняты с фронта, большинство личного состава имело боевой опыт. Командование высадившимися частями возлагалось на командира 42-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Людвига фон Эсторфа.

Из состава Флота открытого моря и сил Балтийского моря было сформировано Соединение (в русских источниках – отряд) Особого назначения. В распоряжение командира этого соединения вице-адмирала Э. Шмидта (флаг на линейном крейсере «Мольтке») назначались 3-я и 4-я эскадры линейных кораблей – десять единиц новых типов «Кайзер», «Кениг» и «Байерн», девять легких крейсеров, 56 эскадренных миноносцев, шесть подводных лодок, 19 транспортов, приспособленных для доставки и высадки десанта – всего более 300 кораблей и судов.

Воздушные силы состояли из шести дирижаблей и 102 боевых самолетов, восемь из которых были выделены в распоряжение десантного корпуса.

Основными задачами германского флота были переброска, прикрытие на переходе морем и высадка десанта, содействие наступлению и прикрытие высадившихся войск от действия русских сил и в дальнейшем закрытие для них Моонзунда.

Замысел операции «Альбион» основывался на подавляющем превосходстве германских морских сил, низкой боеспособности русских и факторе внезапности. Для снижения риска подрыва на минах предполагалось провести разведывательный поиск мин на маршруте перехода. Противоминное обеспечение на переходе возлагалось на «сторожевую флотилию» (мобилизованные суда) и 2-ю флотилию искателей мин. В целях навигационно-гидрографического обеспечения в район бухты Тагалахт была направлена подводная лодка.

Удобной базой для посадки десанта являлась Либава. Высадку главных сил десанта планировали провести в бухте Тагалахт (главные силы), с одновременной высадкой демонстративного десанта у мыса Памерорт с судов «сторожевой флотилии» (при поддержке линейного корабля и крейсера), причем, высадка считалась возможной только после подавления имевшейся там русской артиллерии.

Предполагалось, что в случае успешной высадки первого эшелона русские войска не окажут серьезного сопротивления, а будут отступать вглубь острова. В дальнейшем силы демонстративного десанта должны были отрезать пути отступления русским войскам к Ориссарской дамбе на остров Моон. Важная роль при этом отводилась двум самокатным батальонам, имевшим мотоциклы. Аренсбург предполагалось захватить при поддержке сил флота, для чего последним надлежало заблаговременно прорваться в Рижский залив и сковать действующие там русские морские силы. Легким силам германского флота ставилась задача поддержки своих войск при овладении русскими позициями у Ориссара и последующем штурме острова Моон, для чего необходимо было прорваться через Соэлозунд и Кассарский плес к Малому Зунду.

Из-за неблагоприятной погоды сроки проведения операции пришлось несколько отодвинуть. Погрузка производилась 9 и 10 октября; 11 октября, с прибытием основных сил из Данцигской, бухты началось движение в район высадки.

© В.Ю. Грибовский, А.Ю. Савинов

Обо всех деталях Моонзундского сражения Вы можете прочитать в книге "Моонзундское сражение 1917 года"