Найти тему

Олег Комодов:что делать с кризисом?

Олег Комолов: Что делать с кризисом?

В событиях, что отражаются на Российской экономике, есть два компонента: один — базис, второй — производная.

Проблема базиса — традиционная рыночная проблема перепроизводства, что видно по американской экономике. Индекс Dow Jones после кризиса 2008 года вырос примерно в 4 раза, а такого никогда ранее не было в истории экономики (даже в начале 2000-х был подъем максимум на 60% процентов). Парадокс в том, что в это время не было активного роста производства, промышленности, а индекс Dow Jones показывает в основном капитализацию крупнейших промышленных компаний США.

В настоящее время этот индекс описывает также банковский сектор, IT-сектор и сектор сферы услуг. Он сначала растет, а затем падает в условиях рецессии; это говорит о том, что американская экономика шла по пути “перегрева”, по пути перепроизводства. В конце лета прошлого года в американской экономике можно было наблюдать начало рецессии; с сентября рост был отрицательным. Чтобы как-то поддержать экономику ФРС США приняла ряд мер. Так, активы ФРС увеличились за 3 месяца на 400-500 млрд. долларов. Увеличение размеров активов ФРС связано с тем, что она купила акции и облигации крупнейших эмитентов (организации, эмитирующие ценные бумаги — ред.) и выпустила в денежный рынок на соответствующее количество. После декабря размер активов ФРС увеличился почти на 800 млрд. долларов. Всего с сентября она ввела в обращение дополнительно 30% от того, что было до начала рецессии.

Исходя из этого, противоречия в американской системе назревали давно. В связи с тем, что американская экономика играет большую роль в современной мировой хозяйственной системе (примерно четверть мирового ВВП), кризис начал переходить в остальные страны. Распространение произошло через каналы внешней торговли и каналы международных инвестиций. Можно провести аналогию с периодом конца XVIII - начала XIX веков, когда единственной промышленно развитой страной была Англия и она экспортировала свои кризисы перепроизводства в те страны, где такие кризисы случиться не могли из-за отсутствия развитой капиталистической системы фабричного производства (Германия, США, Российская империя).

Английский кризис 1825 г., создавший негативные экономические тенденции и перенесенный в Россию, по мнению некоторых историков, стал одной из предпосылок декабристского восстания. Американская экономика, являясь мощным звеном мирового производства, распространяет свой кризис на остальные страны. Сыграл важную роль и процесс деглобализации, вылившийся в экономические и политические противостояния (взаимные санкции со стороны Китая и США).

Коронавирус усилил негативные тенденции в мировой капиталистической экономике. Дело не столько в самом вирусе, а в том, что у современного капитализма есть противоречия — проблема перепроизводства, проблема перенакопления, которые усиливаются пандемией. Даже когда страны справятся с болезнью, их экономика не сможет вернуться к прежнему уровню.

Проблемы остаются, а решения выбираются путем усиления экономического противостояния (усилением борьбой за рынки). Летом и осенью будет наблюдаться глобальное снижение ВВП всех стран. Для преодоления кризиса государства будут применять различные инструменты стимулирования экономики, в том числе защита национального рынка различными протекционистскими мерами. Мы увидим обострение внешнеполитической ивнешнеэкономической борьбы между промышленно развитыми государствами. Об эффективности принятых мер говорить пока рано, некоторые меры не реализованы.

Американская система с последствиями кризисов борется давно, используя монетарный метод, “заливая” рынок деньгами. Принято решение о выпуске еще 2 трлн. долларов для поддержки национальной экономики. Есть идеи поддержки спроса со стороны простых граждан, в том числе имеющих кредиты. Предполагается выделить по 1000 долларов на личные хозяйства, что-то должен получить и малый бизнес. Чтобы оценить масштаб помощи, приведем следующие цифры: 2 трлн. долларов это 10% ВВП или 40% федерального бюджета США. США давно живут в условиях дефицита федерального бюджета. Расходы, запланированные на этот год, — 4,4 трлн. долларов, а теперь в дополнение к этому еще сверху 2 трлн.

10-15% ВВП, направленные на помощь экономике, — это показатель, который характерен для всех стран Западной Европы, всего западного мира. Для России такие объемы помощи означают необходимость выделения 9-10 трлн. рублей. Может ли российское государство позволить такие траты? Последние годы накоплены большие международные резервы («признак стабильности», «опора государственности», «заслуга» правительства, которое «не допустит дефолта 1998 года»). Но накопленные резервы не могут решить экономические проблемы. В распоряжении правительства есть порядка 8 трлн. рублей, и это меньше того, что было бы необходимым для решения проблем в условиях эпидемии и низких цен на нефть. Накопленого не хватит даже на решение краткосрочных задач. Более того, деньги, изымавшиеся из экономики в прошлые годы, не инвестировались в промышленность, инфраструктуру. Накопление поддерживало курс доллара на завышенном уровне, что не позволяло обновлять постоянный капитал (часть капитала, которая используется для покупки средств производства: оборудования, сырья, материалов — ред.), а это, в свою очередь, привело к устареванию экономики, снижению производительности труда. Экономика предстала перед кризисом в уязвимом положении. Кризис наглядно показывает, кто готов его преодолеть, а кто нет. Так как должных мер наша экономика произвести не может, то издержки в будущем будут больше, чем могли быть. В первую очередь это скажется на трудящихся, а не на буржуазии, которая довольно легко сможет преодолеть данную ситуацию, т.к. государство поддерживает ее льготами. А сырьем для этой поддержки становится российский труженик.

Популизма в мерах, предпринимаемых текущим руководством страны, хватает для создания видимости готовности к кризису. Предложенные меры, озвученные президентом, очень поверхностны и совершенно недостаточны. Например, пособие по безработице: предлагается поднятие уровня выплат до размера МРОТ — много это или мало? До этого действительно пособия были очень малы, но даже при повышении всё равно остаются на минимуме. Сколько выделяет государство? 0,03% годового ВВП. Для сравнения, в западных странах на пособие для безработных выделяется в среднем 1% годового ВВП (в некоторых до 2,5%, в Финляндии, например). Повышения настолько незначительные, что не станут источником поддержки безработного населения. Относительно ряда европейских стран официальный уровень безработицы в России низок (в Европе этот уровень связан в основном с иммигрантами, деиндустриализацией из-за неолиберальной политики, кризисом). Но есть также скрытая безработица для большого количества работников: прекарная занятость, неполная занятость, серая занятость. Президент пообещал сохранение заработной платы, но в действительности это соблюдается в основном только для бюджетников.

Что делать работнику коммерческой организации, где работникам оформляют з/п, равную МРОТ, а все остальное выплачивают в виде премий? В таком случае реальная з/п за месяц может сократиться в несколько раз.

Также высок процент самозанятых, которые работают нелегально, без оформления (они не просто не желают делиться с государством, а не могут быть полноценными участниками рынка из-за сложных бюрократических требований). Слой самозанятых пострадал в наибольшей степени, а это довольно большая часть нашего общества. Да, у нас значение малого бизнеса (25% рабочих мест) ниже по сравнению с европейским рынком (35-40% рабочих мест). Но эти 25% населения сейчас находятся в трудном положении.

Кроме проблем трудоустройства также возникнет проблема усиленной эксплуатации труда в малом бизнесе, даже по отношению к аналогичным явлениям на крупных предприятиях. Мелкие собственники пользуются кризисной ситуацией: снижают зарплаты, заставляют работать вопреки предписаниям.

Подводя итог: те меры, которые приняты, незначительны. Траты на выплаты составят максимум несколько сотен миллиардов рублей (сравните с необходимыми мерами в несколько триллионов). Возможностей выделить 10 триллионов рублей для поддержания российской экономики физически нет. Даже если проводить эмиссию, печатать новые деньги, то в долгосрочной перспективе это всё равно не поможет.

Государство создавало профицит бюджета, минимизируя расходы на науку, образование, здравоохранение. Кроме того, баланс частного сектора становится отрицательным. 60% населения не имеет накоплений. Обещаны льготные кредиты малому бизнесу, но из-за отсутствия спроса данные меры бесполезны по большому счету. Нет спроса — нет малого бизнеса.

Государство долгое время проводило консервативную монетарную фискальную политику в целях поддержания макроэкономической стабильности. Данная политика приводила к стабильности лишь потому, что в мире в целом всё было стабильно, были стабильно высокие цены на нефть. Как только пошли проблемы, система начала давать сбои. И первое, что делает государство — спасает крупных инвесторов, крупных собственников, сырьевых экспортеров.

В законе о ЦБ прописано поддержание стабильности национальной валюты. ЦБ этого не выполняет, рубль девальвирует, несмотря на гигантский резерв. Почему при большом резерве допускается падение рубля с 60 р/дол до 80 р/дол? Ведь из-за этого происходит обесценивание доходов граждан, возникает угроза убытков обрабатывающей промышленности.

Исходя из исследований коллег из ВШЭ, видно, что необходимый уровень курса рубля по отношению к доллару для того, чтобы обрабатывающая промышленность приносила прибыль, должен составлять менее 70 р/дол. Если он поднимается выше, то производство транспортных средств, электрооборудования, агропромышленной техники становится нерентабельным, т.к. данные производства завязаны на импорте. Весь свой основной капитал предприятия обеспечивают импортными поставками, а из-за девальвации рубля издержки становятся высокими. В отсутствии спроса такие предприятия начнут банкротиться. Это приведет к структурной деградации, и зависимость от нефтегазового сектора будет всё больше. И всё это из-за текущего курсообразования. Это не приведет к голоду или катастрофе в краткосрочной перспективе, так как есть ресурсы, есть какая-то (в большей степени с советского времени) инфраструктура и производство, — но развитие будет невозможно.

Очень ярко проявляет себя системный финансовый риск, при котором государство спасает крупных игроков на рынке, не беспокоясь о судьбе домохозяйств и малых предприятиях. ЦБ негативно отзывается о принудительной реструктуризации долгов. Граждане должны будут найти средства на выплату своих обязательств, что приведет к падению потребительского спроса, к индивидуальным банкротствам. Всё это будет подрывать и малый бизнес, и деятельность различных крупных производств страны. Государству необходимо выступить с инициативой использовать накопленные средства для погашения набранных россиянами кредитов — это была бы справедливая мера поддержки. Граждане должны банкам порядка 17 триллионов рублей; никто не говорит, что нужно просто погасить все обязательства домохозяйств перед банками, но хотя бы часть (порядка триллиона) направить на поддержку граждан. Но этого не происходит: “спасайте себя как-нибудь сами”. Когда граждане с возмущением обращаются к правительству с просьбой о помощи, то им отвечают, что и так сохранили всем з/п на время так называемого карантина. А если з/п не сохраняются, то скажут: “Надо было устраиваться «в белую», не надо было получать з/п в конверте и проч.”

Ещё пример — «валютные ипотечники», взявшие ипотеку в валюте до 2014 года. ЦБ свои обязанности по стабилизации национальной валюты не выполнил, но виноватыми оказались взявшие ипотеку.

Сейчас официально не вводится карантин, т.к. это бы означало определенные материальные обязательства государства перед экономикой, требовало бы фискальных мер поддержки большого количества предприятий и граждан. Но формально карантина нет, следовательно, государство никому и ничем не обязано. Где-нибудь пусть люди ищут з/п, а если нет, то держитесь и хорошего настроения.

-2

-3