Если у вас мания преследования, это еще не значит, что за вами не следят.
Мы все находимся под колпаком, даже если мы не владеем вообще никакой секретной информацией.
За нами следят через поисковики, приложения для смартфона, интернет-браузеры, голосовые помощники, камеры или микрофоны. Наверное, многие замечали, что стоит набрать в поисковике название какого-нибудь товара, сразу и агрессивно начинает грузиться контекстная реклама. Социальные сети, онлайн-магазины, поисковики, почтовые службы, онлайн-магазины, компьютерные приложения и пр. контролируют действия пользователя, собирают подробные сведения о том, что его интересует, и выдают ему рекламу связанных товаров.
За нами следят работодатели и банки, анализируя нашу деятельность в Интернете и стараясь обезопасить себя от возможных проблем в будущем.
Но с недавних пор, помимо коммерческих структур, за нами стало активно следить государство. В метро установили системы, позволяющие распознавать пассажиров по лицам и по походке. В Москве заработала система распознавания лиц, одна из крупнейших в мире, на 105 тысяч камер. Человек не может сделать по городу ни шагу без того, чтобы его пребывание в этом месте зафиксировали и при необходимости восстановили.
Но этого показалось мало. Воспользовавшись пандемией, власти потребовали получать разрешение на любой выход из дома. К счастью, эта затея пока провалилась по техническим причинам и была заменена на требование получать пропуска только на дальние поездки. Несмотря на очевидную антиконституционность такого требования, оно было принято. По радостным отчетам властей, только за 22.04 в Москве выявили 230 тысяч водителей без цифровых пропусков. Хорошая прибавка к городскому бюджету, но цифра вызывает сомнение на фоне жалоб на некорректную работу системы выдачи этих пропусков. Пропуска аннулируются без предупреждения, а сайт по их выдаче генерирует большое количество ошибок. При этом кто-то получает точную информацию о том, когда нас не будет дома и когда мы вернемся, и еще неизвестно, как он этой информацией распорядится.
Губернатор Томской области Сергей Жвачкин назвал получение разрешений на выход из дома «плохо работающей и унижающей достоинство людей мерой». «Как я и обещал, пропусков с QR-кодами в Томской области не будет. Это избыточная, плохо работающая и унижающая достоинство людей мера. Мы пойдем на нее только в экстренном случае», — сказал глава региона.
При этом введение пропусков не привело к снижению численности людей на улицах и в общественном транспорте, что видно по индексам самоизоляции, который рассчитывает Яндекс. Так зачем вводили эту систему сомнительной законности и эффективности? Как планируется использовать полученные данные, зачем они нужны государству и кто собирается нести на них расходы в условиях, когда федеральный и муниципальные бюджеты страны будут сокращаться? На эти вопросы ответов нет.