От искусства до искушения, от святого до греховного, от смешного до великого - всего несколько минут экранного времени!
Киноэпопея! Сериалище! «Второй сезон», «пятый»… Масштабы впечатляют, но очень часто разочаровывают, оказываются надутыми до гигантских размеров мыльными пузырями. Серии становятся длиннее, картинка объёмнее, а кино мельчает, становится плоским.
На этом фоне всё больше ценишь формат кинематографической миниатюры, новеллы, которая является «малой формой» лишь по хронометражу, раскрывая при этом перед зрителем и глубину замысла, и талант актёров, и распахивая перспективы – для осмысления, для дискуссий, для движения Кино вперёд – пусть и малыми, но уверенными шажками.
Далее я буду говорить о кино-новеллах, которые очень люблю сам, и которые произвели и продолжают всякий раз производить на меня эффект разорвавшихся глубинных бомб.
Некоторые из этих небольших, самодостаточных или входящих в большую картину фильмов идут со мной по жизни уже несколько десятилетий, ободряя, встряхивая, радуя, вдохновляя.
Вот они, пять самых любимых…
1. «Притча о воде». Реж. Бернардо Бертолуччи. Из киноальманаха "На десять минут старше. Виолончель".
Эта короткая история, снятая режиссером Бернардо Бертолуччи, открывает киносборник «На десять минут старше: Виолончель».
Стремительный росчерк гения - чёрно-белая лента, снятая в 2001-2002 годах, сегодня смотрится как светящийся пунктир, соединяющий вчера и завтра, как история вне времени, как гениальное предсказание: колонна молодых, полных сил нелегальных мигрантов с Ближнего Востока вламывается в Италию…
В эти двенадцать минут и сорок семь секунд великий итальянский режиссер уместил простой стакан воды и человеческую жизнь, любовь и отчаяние, крушение чужих надежд и судеб, тревожное пророчество…
Потрясающая миниатюра! Честно говоря, открывая «Притчей…» этот киносборник, его составитель, знаменитый немецкий кинорежиссер Вим Вендерс, просто убивает все следующие за ней кино-новеллы. Слишком сильное начало для сборной «солянки», пусть и от именитых киношников – Годара, Шлёндорфа, Сабо и т.д.
2. "Колокол". Реж. - Андрей Тарковский. Из к/ф "Андрей Рублев" ("Страсти по Андрею", 1966 г).
Колокол – вечный, рвущий ладони звонарей и поднимающий народ на правое дело русский символ.
Еще одна кино-притча – уже от гениального Андрея Тарковского. - Мой «Колокол» звучащий, с возрастом всё набирающий мощи и смысла, дарящий надежду, поднимающий на дыбы тишину и заживляющий неверие. Будущий тягучий гул, наполняющий смыслом, верой в предстоящее Чудо, и молчание Художника, и дерзость юнца, и проливной дождь, и раскисшую глину под ногами, и труд многих сотен людей.
Прекрасные актерские работы юного Николая Бурляева, Анатолия Солоницына, Ролана Быкова.
Как позже признавался Анатолий Солоницын, исполнитель роли прославленного русского иконописца Андрея Рублева, до момента съемки заключительного эпизода хранил полное молчание, чтобы первые сказанные Андреем Рублевым после наложения сурового обета слова вышли с трудом, со скрипом, надтреснутыми. Так и получилось.
"Какой праздник людям подарил!"
Не первый год, не первое десятилетие черпаю в этой новелле, в этом «центре силы» киношедевра да и всей фильмографии Тарковского энергию для собственного творчества, для личного возрождения после неудач, для первых, после кризисов и сомнений, шагов к новым целям.
Восхищаюсь и звучащей здесь гениальной музыкой композитора Вячеслава Овчинникова, сочинённой специально для «Рублева». Это – один из устоев всей картины. К сожалению, сотрудничество Тарковского и Овчинникова после «Рублева» не продолжилось. Композитор принципиально не согласился с изображением Руси кочующим всё дальше на Запад, кинорежиссером.
3. «Где-то в Калифорнии». Реж. - Джим Джармуш. Из сериала «Кофе и сигареты».
Уморительнейшая десятиминутная само-пародия двух замечательных рок-музыкантов – Игги Попа и Тома Уэйтса! Великолепно исполненные и, кажется, во многом сымпровизированные роли. Тут и плохо скрытая ревность Тома к популярности визави, и неуклюжие попытки Игги завязать дружеский разговор, и повисающее в воздухе молчание… На выручку приходит плохо сваренный кофе, и пара сигарет, выкуриваемых в честь того, что оба музыканта недавно бросили курить. Не последнюю роль играет и музыкальный автомат, в котором не оказывается песен Уэйтса…
В общем это – Джармуш! Во всей своей красе и при поддержке прекрасных артистов!
4. «Возгорится пламя». Реж - Михаил Сегал. Из к/ф "Рассказы".
Главный редактор издательства (К. Юшкевич) на светофоре лихо покоряет сердце красотки чуть не вдвое младше себя (Л.Аксёнова). Вспыхнувший роман дарит им чудные мгновения: Его искрящиеся монологи, Её восторженное внимание, бездонный секс...
Однако, внезапно и очень скоро обнаруживается, что люди, с упоением сосуществующие физически, могут катастрофически не совпадать ментально. И тогда…
Лёгкая, воздушная форма, динамика, не натужный юмор не могут скрыть важности поставленного вопроса о параллельных, не совпадающих и уже не имеющих времени совпасть мирах двух казалось бы созданных друг для друга людей.
5. «Галерея» . Реж. - Йос Стеллинг. Из цикла "Эротические истории".
Пена цветущей сакуры перемешивается с пеной кружев шикарного дамского белья, облегающего аппетитные, дразнящие формы манекенов. Те выставлены в витрине магазина, где надолго застряла жена главного героя, увядающая дама постбальзаковского возраста.
Мужчина покорно ждёт супругу, уплетая бургер и ловя на себе то изучающие, то смешливые взгляды проходящих мимо дам.
Под сводами торговой галереи витают гулкие звуки танго из «Аромата женщины», которое наигрывают уличные музыканты.
Немые, типично стеллинговские, быстро сменяющие друг друга, вызывающие восторг и испарину сцены. Кусочек капусты, прилипший к щеке героя… И появление – сначала по касательной орбите, затем обжигающе близко - шикарной блондинки в белоснежной шубке. Под которой… Очень скоро и герой, и завороженный зритель увидит, что под ней! Увидит он и героя, рванувшегося навстречу, и клочья его одежды, и торжество победителя, не ударившего в грязь лицом, и… безжалостное катапультирование из его несущегося прямо в космос воображения, и жестокое приземление среди онемевших от удивления зевак - в разорванном скафандре и всё с тем же прилипшим к щеке кусочком капусты.
Пожалуй, одна из лучших эротических сцен мирового кино. Смотреть мужчинам - без замирания сердца, а женщинам - без искр ревности из глаз, просто невозможно.
Делитесь в комментариях названиями своих любимых кино-новелл и короткометражек.
Понравился этот оригинальный текст? - Жмите "класс"!
Подписывайтесь на канал "5 лучших!"
Искренне Ваш, Лев Комов.