Найти тему
FizzyShmizzy

Вина Бордо: часть 3

Оглавление

Атака филлоксеры, которая навсегда изменила Бордо

За успешной классификацией вин Бордо, пришла беда, навсегда изменившая мир виноделия в Европе. Филлоксера. Это маленькая тля, которая выела практически всю корневую систему европейской виноградной зоны. На протяжении многих лет виноградники Бордо имели дело с самыми разными болезнями, среди которых были (и есть) оидиум, мучнистая роса (грибковое заболевание, поражающее сначала листья, а потом ягоды), уничтожавшая целые культуры.

К 1855 году виноделы выяснили, что обработка лоз сульфитами убивает оидиум. Далее была обнаружена милдью (мучнистая роса), которая оказалась слабой по отношению к бордосской смеси (медь с сульфитами).

После того, как были выиграны 2 битвы, виноделы Бордо уже думали расслабиться в этом отношении, но тут появилась филлоксера в 1869 году. Интересно, что предположительно, филлоксеру завезли из Америки с картошкой и американская же лоза спасла виноградники Европы (на нее начали подвивать европейскую лозу, т.к. американская оказалась устойчивой к филлоксере).

Филлоксера - крошечное насекомое, которое съело корневую систему всех виноградников, не высаженных на песчаной почве. Свой вклад в решение проблемы внес Альберт Маккуин, владелец Chateau Pavie Macquin. Он помог разработать и продвинуть в массы решение подвоя европейской лозы на американскую, которая была (и есть) устойчива к воздействию насекомого.

Некоторые сорта лучше отвечали на такой подход, например, каберне совиньон, мерло и каберне фран, три главных сорта Бордо. Именно они заменили посадки мальбека, карменера и даже некоторые участки пти вердо, которые раньше были распространены в этом регионе.

Это не сильно сказалось на Медоке, в котором каберне совиньон сильно преобладал над другими сортами, но это отразилось на всех остальных регионах Бордо и подняло таким образом качество вин.

С тех пор в принципе было пересмотрен подход к посадке виноградников. Так, каберне совиньон высаживался преимущественно на гравийной почве, а мерло и каберне фран на глине и известняке на Правом берегу.

Для белых сортов винограда, совиньон блана, семильона и мюскадель, также отлично подошли корни американской лозы. Еще одно средство для борьбы с вредителями было открыто Пьером Мари Алексис Маллардетом и Эрнестом Дэвидом в Chateau Dauzac. Речь о том самой бордосской смеси для борьбы с милдью, которая представляет собой смесь меди и сульфата. Ничего лучшего, кстати, с тех пор не нашли, но сильно ограничили ее использование на гектар.

С приходом филлоксеры изменился не только сортовой состав на виноградниках, но и плотность посадки. В Медоке и Пессак-Леоньяне можно было легко встретить виноградники с очень высокой плотностью посадки, которая часто составляла 20-25 тысяч лоз на гектар. Сегодня на Левом берегу плотность посадки составляет 10 тысяч лоз на гектар, а небольшие хозяйства позволяют себе и 8,5 тыс/га. Урожайность тоже сильно изменилась, и пока у виноградарей не было целого арсенала инструментов для обеспечения стабильных урожаев, болезни и плесень часто вносили свои коррективы.

Урожайность варьировалась от 2 до 45 гектолитров с гектара, в зависимости от виноградника и года урожая. Урожайность в Бордо оставалась низкой, но к первой половине 1960-х стала увеличиваться из-за использования пестицидов. Именно тогда урожайность стала чрезмерной и из-за этого страдало качество вина.

Некоторые хозяйства получали 80 гектолитров с гектара и такое происходило даже в топовых шато. В поисках качества, урожайность была сильно сокращена к середине 1990-х годов, и она упала до среднего значения в 40-45 гл/га.

Бордо в 20 веке

Первая половина 20-го века была трудной для Бордо. После великолепных винтажей 1899 и 1990 года, виноделам пришлось ждать 20 лет до следующего великолепного года. Если присовокупить последствия Второй Мировой войны, то получается довольно мрачные полвека. У владельцев хозяйств заканчивались деньги, уровень потребления упал, недвижимость выставлялась на продажу, но ее никто не покупал.

Итак, следующий великий винтаж был 1920. За ним последовали 1921, 1926, 1928 и 1929 - все выдающиеся и до сих пор пользующиеся спросом у коллекционеров. Последующие годы были не так хороши. Из 30-х годов отмечают только 1934. Плюс депрессия того десятилетия, так что часто было дешевле дать винограднику умереть, чем ухаживать за ним.

Оккупация немцев во время Второй Мировой войны была, конечно же, разрушительной. Но и в военное время в Бордо продолжали делать вино, которое в основном продавалось немецким офицерам и богатым гражданам Германии. 

Коммерция с Германией было трудным решением, так как они не просто устанавливали цены и говорили кому продавать вино, а кому нет, но если владельцы хозяйств отказывались выполнять условия немцев, они могли оказаться в лагере или быть расстрелянным. А если же они вели себя слишком дружественно, то после войны их легко могли окрестить коллаборационистами.

-2

Негоциант Луи Эшенауэр и Рене Дека отбыли свои сроки в тюрьме за коллаборационизм. Еврейские владельцы поместий, как, например, вся семья известных Ротшильдов и Сейшелей, быстро покинули регион. 

Из-за военных лет, а в некоторых случаях и десятилетий отсутствия денег, многие виноградники обветшали к концу войны.

Плохое состояние виноградников отчасти и стало причиной столько оглушительного успеха и качества вин 1945 года. Великолепная погода и невероятно низкая урожайность дали новому поколению Бордо начать свою историю правильно. Также к великим винтажам относятся 1947, 1948 и 1949.

50-е годы были прибыльными и успешными. Отмечают вина 1950, 1952, 1953, 1955 и 1959 винтажей. В 1960-х все развивалось умеренно, и только 1961 винтаж отличает это десятилетие. В этом виноват еще и разрушительный мороз 1956 года, который уничтожил многие виноградники. Подобно тому, как филлоксера повлияла на некоторые подходы к виноградарству, так и мороз 1956 года сделал свое дело: знаний уже было больше и хозяйства начали лучше подбирать почву для своих лоз.

Успех, как водится, не может длится вечно и пресловутая кривая успехов и провалов никуда не делать. Вина 1972 винтажа были настолько дорогими, что это привело к тому, что весь рынок Бордо рухнул. Люди перестали покупать вина Бордо, даже тогда, когда цены упали более, чем на 50%. Это было намного хуже, чем кризис 2008 года. Понадобилось целое 10-летие и новый винный писатель по Бордо, который смог бы вдохнуть новые силы в этот регион.

Эра Роберта Паркера

Взлеты и падения Бордо были обусловлены качеством и ценами вин. Но именно американский винный писатель Роберт Паркет дал потрясающий толчок винам Бордо на мировом рынке. До Паркера этот регион был доминирующим на винной карте мира, но никогда еще не нужно было покупать фьючерсы на вино! Это назвали En Primeur. На основе дегустаций вин, которые еще находятся на выдержке, составлялся гид для покупателей.

Все изменилось с 1982 винтажа. Цены нещадно выросли, появились новые рынки сбыта и покупатели, которые никогда раньше не покупали бордосские вина. Большая заслуга в этом кроется в восторженных статьях Паркета, а также возросшее качество вин.

Чтобы рынок настолько изменился, нужны были не только новые покупатели, но и изменения в том, как замки продают фьючерсы и как негоцианты покупают и продают бордосское вино. Конечно же, в этом далеко не вся заслуга принадлежит Паркеру.

Все эти изменения произошли в то же время, когда увеличился спрос на вина, а слава и влияние Роберта Паркера возрастали параллельно с ними. Еще раз напомним, что до 1982 года у негоциантов была сосредоточена вся сила в продаже вин и отношение между рынком, коммерцией и замками были не такими, как сейчас. Негоцианты платили за вино. Они их бутилировали. Они их продавали и диктовали условия в ценовой политике и в том, сколько они будут платить замкам. Негоцианты были больше брокерами, “банками” для шато. В сущности, роль сохранилась и сегодня, но в другом виде: замки уже не такие беспомощные в плане коммерции.

В 2015 году Роберт Паркер сказал, что он больше не будет принимать участие в дегустациях, писать обзоры и выдавать оценки новым винтажам, которые находятся еще в бочках. Паркет вышел из En Primeur. А с 2017 года полностью перестал писать обзоры на вина.

Его уход был шоком для Бордо, всей системы и фьючерсов. До сих пор непонятно, какой эффект это возымеет на рынок. Однако есть предположения, что фьючерсы уйдут в прошлое, ведь не будет надежной системы оценок. Цены тоже, явно, станут более адекватными. Так что, возможно, уход Паркера на пенсию, к лучшему для потребителей. 

Помимо цен, уйдет (уже уходит очень быстро) также мода на супернасыщенные жирные вина, от которых сводит и дребезжит небо. Открыт путь для свежих и легких стилей. Но и про Бордо никто не забудет, конечно же, ведь наряду с Бургундией, это величайший регион в мире.

Осталась часть с разбором фьючерсов, пару технических и управленческих штук в новой эре.